8 кинорецептов, как справиться с трудным подростком

Методики воспитания непослушных детей в советском кинематографе.
8 кинорецептов, как справиться с трудным подростком

Нетрудных подростков не бывает. Уже почти взрослому, но всё ещё ребёнку, часто бывает трудно понять, что в жизни действительно ценно, трудно определить свои ориентиры. Тут на помощь может прийти человек опытный и направить на правильный путь. Кинообозреватель Дмитрий Карпюк выбрал фильмы про тех трудных подростков, которые в силу разных причин совершают дурные поступки, оказываются в сложных ситуациях, но при этом готовы встать на путь исправления. И каждый раз им в этом помогает наставник — будь то учитель, родитель или просто неравнодушный взрослый.

Путёвка в жизнь (1931)

Первый советский звуковой фильм и великая агитационная картина Николая Экка рассказывает про беспризорников 20-х годов, путь к перевоспитанию которых находит волевой и справедливый Николай Сергеев (Николай Баталов). Кинематографические достоинства (например, сцена бунта хулиганов в трудовой коммуне) и общий педагогический пафос принесли «Путёвке в жизнь» приз на Венецианском кинофестивале в 1932 году и прокат в 107 странах мира. Именно в ней состоялись дебюты Рины Зелёной и Георгия Жжёнова (в титрах не указаны). Отдельно стоит отметить игру марийца Йывана Кырла в роли Мустафы с его вошедшей в обиход фразой «Ловкость рук и никакого мошенства!». Песня, которую он спел на родном языке за минуты до роковой встречи с вором Жиганом, единожды услышанная, не забудется никогда.

Что помогло исправиться: конечно же, методы Макаренко.

Республика ШКИД (1966)

Ещё один фильм про смутные и голодные 20-е, только созданный на 35 лет позже. Хит советского проката был снят Геннадием Полокой по роману двух бывших воспитанников Школы для трудновоспитуемых подростков имени Ф. М. Достоевского — Григория Белых и Алексея Еремеева, более известного как Леонид Пантелеев. Сам писавший сценарий Пантелеев был не очень доволен фильмом и сценарными вставками Полоки. Как он заявлял, в их коммуне не всё было так грубо и жестоко. Однако мы любим фильм не за правдоподобие, а за прекрасного Сергея Юрского в образе директора школы Викниксора, газету «Бузотёр», войну «шкидцев» с «халдеями» и отменную операторскую работу Дмитрия Долинина и Александра Чечулина. В сцене с похищением лепёшек у подслеповатой матери директора тени на стенах несомненно отсылают к лучшим фильмам немецкого экспрессионизма, а во время учинённой школьниками бузы на ум приходят «Весёлые ребята» Григория Алексеева. Про вошедшие в фольклор песни тоже не забываем: и жалостливые «У кошки четыре ноги...» одноглазого Мамочки и «По приютам я с детства скитался...», и весёлую про толстых, как сосиски, курсисток.

Что помогло исправиться: студенческий гимн «Гаудеамус» и введённая Викниксором «власть народа».

Подранки (1976)

Автобиографичный фильм Николая Губенко, актёра, режиссёра и последнего министра культуры СССР. Писатель Алексей Бартенёв (Юозас Будрайтис) пытается найти своих растерянных после войны братьев и вспоминает беспризорное послевоенное детство. Детей, оставшихся без родителей и попавших в детский дом, нельзя назвать трудными в том же смысле, как героев остальных фильмов топа, если только под трудностью не понимать необходимость особо бережливого и внимательного к ним отношения. Некоторые воспитатели, сами прошедшие войну, не очень понимают эту необходимость, например, лишённый эмпатии Григорий Альбертович Криворучко, которого сыграл сам Губенко. Остальные взрослые актёры: Ролан Быков в роли душевного военрука, Георгий Бурков, один из потерянных братьев Бартнёва, ставший уголовником-рецидивистом, — тоже очень хороши, но прежде всего в картине запоминается восьмилетний воспитанник интерната Алексей Черствов, сыгравший главного героя в детстве. Жизнь у Черствова сложилась не так, как у сыгранного им героя: тюремный срок за разбой и смерть в относительно молодом возрасте. Звучащие в финале стихи Геннадия Шпаликова «По несчастью или к счастью...», которые читает Губенко, являются лучшей рецензией на эту пронзительную и горькую картину: «Путешествие в обратно я бы запретил / И скажу тебе, как брату, душу не мути».

Что помогло исправиться: учитель литературы в приюте, посоветовавший не бросать писать стихи. Хотя Алеша с детства вёл себя достойно. Скорее, окружавшим его взрослым людям не мешало бы исправиться.

Никудышная (1980) / Пацаны (1983)

Эти два фильма Динары Асановой объединяет не только общая тема неприкаянных подростков, но и присутствие Ольги Машной и Валерия Приёмыхова. В «Никудышной» Приёмыхов мелькает буквально на несколько секунд, зато является автором сценария. Именно на съёмках этого фильма он обратил внимание на 16-летнюю исполнительницу главной роли и сделал ей предложение руки и сердца три года спустя. От Машной и правда тяжело оторвать взгляд. В «Никудышной» с первых же минут фильма она в ярком макияже лихо отплясывает с непривычно молодым Андреем Краско, а затем вцепляется в волосы Елене Цыплаковой. Сильно заикающуюся, асоциальную Аню решают отправить в деревню к родственникам отчима (Александр Демьяненко), но и там ей не живётся спокойно, пока она не перебирается к деду Мельникову (Михаил Глузский). Вся деревня считает старика колдуном, и такой временный союз молодую ведьму вполне устраивает, по крайней мере, до первого конфликта. В этой пасторальной истории воспитания есть и сцена горячечного бреда заболевшей Анны, снятая в духе чешских сюрреалистов, и залитые светом крупные планы её лица — в общем, есть на что посмотреть. «Никудышная» хоть и становится иногда слишком мелодраматичной, знаменует переход Асановой от её идиллических молодёжных драм 70-х на более жёсткую почву.

Что помогло исправиться: физический труд, доброта «колдуна» и гроза с громом и молнией.

В «Пацанах» Приёмыхов играет Павла Васильевича Антонова, начальника летнего спортивно-трудового лагеря для трудных подростков, а Машная, обнажающаяся в сцене купания, — «Марго», старшую сестру одного из его воспитанников. Правдоподобие и аутентичность происходящего не вызывает никаких вопросов — от причёсок и поведения молодых людей до авторитета героя Приёмыхова, для пацанов просто «Паши», строгого, но всегда справедливого. «Почему они так тебе в рот смотрят?» — спрашивает любящий хард-рок помощник Антонова. «Твоя ошибка, Олег, в том, что ты их всё время учишь. А их нужно любить», — объясняет Приёмыхов. Финал с бегущими вместе с Антоновым к железнодорожной станции пацанами — наверное, один из лучших в кино про трудных подростков.

Что помогло исправиться: человеческое отношение Паши. Даже обаятельный мерзавец по фамилии Зайцев не может ему сопротивляться.

Дорогая Елена Сергеевна (1988)

В этой экранизации пьесы Людмилы Разумовской Эльдар Рязанов заставляет зрителя заглянуть в душу четырём успешным, на первый взгляд, десятиклассникам, которые зашли поздравить с днём рождения свою преподавательницу математики, «серую мышку» Елену Сергеевну (Марина Неелова). Двум из ребят нужно исправить свои экзаменационные работы, ведь все собираются поступать в приличные вузы, а ключ от сейфа находится в квартире учительницы. Поздравление плавно перетекает в шантаж и обыск, а затем и в ночной дебош. Столкновение двух поколений обыграно даже музыкально: вальсы и Окуджава Елены Сергеевны против группы «Ария» и брейк-данса. Шестидесятники одержат верх над новым поколением благодаря своим моральным качествам, а утро принесёт отрезвление и пробуждение совести. Отличные роли всех молодых актёров — от обаятельного алкоголика Федора Дунаевского и импульсивного брейк-дансера Дмитрия Марьянова до хладнокровного негодяя и будущего дипломата Андрея Тихомирного, которого озвучивает Олег Меньшиков.

Что помогло исправиться: монолог Елены Сергеевны пробудил совесть у части подростков, но по-настоящему одуматься их заставит разыгранная одним из школьников сцена изнасилования их подружки Ляли (Наталья Щукина).

Шут (1988)

Фильм Андрея Эшпая по повести Юрия Вяземского, к сожалению, не так известен, как хотелось бы. В центре сюжета — ещё один подросток из благополучной семьи, конфликтующий с родителями, учителями и сверстниками. Валентин Успенский (единственная роль в кино Дмитрий Весенкого) борется с лицемерием окружающего мира при помощи провокаций и издёвок. По сути, он ставит психологические эксперименты над своими ничего не подозревающими подопытными. Однако учитель математики (Игорь Костолевский) смог раскусить юношу, а ответная провокация симпатичной одноклассницы (Мария Маевская тоже больше не снималась в кино) заставила Шута усомниться в крепости своей брони. Картина интересна не только темой: грёзы героя периодически вторгаются в реальность, школьники гуляют по заросшим травой железнодорожным путям, над всем происходящим висит густое марево сонного морока. При желании можно вспомнить и «Ассу», и фильм «Курьер», но «Шут» нельзя обвинить в прямых заимствованиях — это очень самобытное и оригинальное кино с интересными героями.

Что помогло исправиться: пощёчина завуча школы, любовь к однокласснице или мудрость математика. Впрочем, до самого конца не очень понятно, исправился ли Валентин или нет — ясно лишь то, что он засомневался в своём методе.

Авария — дочь мента (1989)

Культовый советский эксплотейшн про неформалов Михаила Туманишвили. Сравниться с ним могут, пожалуй, лишь фильмы с Виктором Цоем и Константином Кинчевым, но только в «Аварии» всё более смело: орёт панк-группа «Чудо-юдо», есть сцена группового изнасилования «мальчиками-мажорами». Валерия-«Авария» (отличная роль Оксаны Арбузовой) по полной эпатирует свою несчастную семью и учительницу истории, как должное воспринимает, что папа-милиционер постоянно вытаскивает её из отделения и, честно говоря, вызывает поведением вполне понятное раздражение. Всё меняется после того, как девушку насилует компания обеспеченных подонков. Несчастье сближает её с отцом (Владимир Ильин), который на время забывает о законности методов и отправляется мстить за дочь до конца.

Что помогло исправиться: случившееся с Аварией несчастье и вновь обретённая отцовская любовь.

Источник: Мел

Комментарии
Комментарии