Манипуляции в общении: найти и обезвредить

О том, как отличить манипуляцию от обычного общения, как противостоять ей, рассказывает Александр Эпштейн, телеведущий, психолог, бизнес-тренер.
Манипуляции в общении: найти и обезвредить

Если верить психологам, то любая коммуникация — это манипуляция, даже простое «привет» может быть началом хитро построенной интриги, цель которой — повлиять на твое сознание и поведение. К счастью, это не так. Иногда «привет!» — это просто «привет!», а банан — просто банан, хотя дедушка Фрейд, наверное, с нами бы поспорил. О том, как отличить манипуляцию от обычного общения, как противостоять ей, рассказывает Александр Эпштейн, телеведущий, психолог, бизнес-тренер, директор творческого объединения «Культура речи».

Как вычислить манипулятора

Как правило, к манипуляциям прибегают те люди, которые по тем или иным причинам не могут действовать открыто, у которых для честного диалога просто нет ресурсов. В таком случае, чтобы добиться своих целей, человек вынужден хитрить и юлить, скрывая истинную цель своего поведения. Классика жанра, когда дочь-подросток звонит матери и спрашивает: «Мам, ты скоро с работы придешь? Ужин готовить?», на что мудрая мама не без юмора отвечает: «Минут через пять, Сережа как раз успеет убежать!». Мама явно не в восторге от бойфренда дочери, поэтому та всячески вынуждена скрывать его пребывание в квартире. Отсюда и такая постановка вопроса.

Манипулятора можно вычислить с помощью метода правды и лжи, когда в одном высказывании смешиваются достоверные сведения, очевидные факты и заведомо ложная информация. Классический пример — диалог Лисицы и Вороны из басни Крылова. Плутовка говорит глупой птице:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! Какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!».

И правда, у вороны есть и шейка, и глаза, и перышки, и носок — то есть клюв, но вот голосок-то совсем не ангельский… Говоря приятные собеседнику-жертве слова вкрадчивым голосом, манипулятор погружает его в легкий или не очень — тут уж как повезет — транс, а потом предлагает ложный выбор. Как на рынке нередко бывает, ты говоришь продавцу: «Мне килограмм яблок!» А он как ни в чем ни бывало переспрашивает: «Яблочек? Вот этих? Парочку кило? Да вы берите сразу три, не пожалеете — они такие сладкие!». И это все при том, что голос у вас зычный и свой килограмм яблок вы попросили, четко выговаривая слова, потому что в детстве вас мучил логопед.

И пока коварный манипулятор, который хочет продать тебе немерено яблочек и похитить твой кошелек и еще бог знает что, журчит, как горный ручей, ты впадаешь в транс, «плывешь», забываешь о своих истинных намерениях/желаниях и делаешь все, что надо собеседнику. Бинго! В общем, как в бородатом советском анекдоте: зашла девушка в пустое метро и встретила на платформе страшного дядю, который ей сказал: «Налево не ходи, там бандиты сумку отберут и лицо поцарапают. И направо не ходи, там тоже бандиты — СУМКУ отберут и лицо поцарапают. Ты лучше здесь мне сумку отдай и ходить никуда не надо!». Перед нами классика жанра, когда манипулятор смешивает правду и ложь: справа и слева могут быть бандиты, но тогда мужчина должен был сам убежать, а не ждать непонятно чего…

Виды манипуляций

Нарушение причинно-следственной связи

Проще говоря, нарушение логики, когда из утверждения А ну никак не вытекает утверждение Б. Например, звонит тебе твоя мама и говорит: «Эльвира, совсем ты про меня забыла, звонишь через день, не поинтересуешься, жива я или нет!». Правда в том, что ты стала реже звонить родной маме, потому что на работе большая запарка, при этом, конечно, ты все так же любишь ее и беспокоишься о ее здоровье. В этом и есть нарушение логики: если один человек не звонит другому, это не всегда значит, что он про него забыл. Возможно, сел телефон, на разговоры нет времени, или человек, не дай бог, попал в больницу!

Чтение мыслей

Тут манипулятор выступает в роли Нострадамуса и начинает «читать» твои мысли, приговаривая что-то вроде: «Как бы ты ни пыталась скрыть свои проблемы, но меня не обманешь, по глазам вижу, что-то не так, чую сердцем, что дело нечисто». Выдавая желаемое за действительное, манипулятор интригует тебя, хочет вывести из равновесия — ой, что это он там чует-видит-чувствует, — чтобы потом добиться желаемого. Ты разволнуешься, «поплывешь», что и требовалось доказать. Конечно, дело не только в словах. Большую роль играет темп и интонация речи, эмоции, с которыми все произносится. Некоторые люди — прирожденные манипуляторы, которым и учиться не надо. Возьми хотя бы цыган!

Презумпция виновности

Представь себе такую картина… Ты приходишь домой, а бойфренд тебе и заявляет ни с того ни с сего: «Так, не надо меня жалеть, просто скажи мне правду!» или «Соберись с силами и ответь мне честно!». Вот она — жесткая лобовая манипуляция. Ты и с мыслями собраться не успела, а тебя уже берут «тепленькой» — обвиняют во лжи и требуют каких-то объяснений-оправданий. В такие моменты у порядочных людей, тем более у людей тонко чувствующих, перед глазами проносится целая жизнь, ведь хотя бы раз в жизни вольно или невольно каждый из нас говорил неправду. В общем, есть из-за чего напрячься, тем более когда тебя вот так прямо в глаза безапелляционно обвиняют во лжи.

Манипуляция интонацией

Это не что иное, как придание новых смыслов давно известным фактам. Манипулятор берет какое-то рядовое событие и придает ему новый сакральный смысл с помощью интонационной выразительности. Представь, ты честно отработала день, на часах 18-00, ты со спокойным сердцем продвигаешься к выходу, как вдруг секретарь шефа Алиса как бы невзначай спрашивает: «А-а-а, ты уже уходишь?». Конечно, ты уходишь, ведь уже 18-00, работа на сегодня сделана… Так почему она спрашивает? Может, знает что-то такое, чего пока не знаешь ты? Настроение портится, ты начинаешь волноваться.

Узурпация права на оценку

Говоря иными словами, а судьи кто? В данном случае манипулятор вешает на тебя ярлыки, судит, оценивает твое поведение, выдавая свое субъективное мнение за объективное. Еще бы, ведь он может себе это позволить! Ведь он-то в курсе, КАК обстоят дела на самом деле. Откуда он это знает? Ну как же! Ведь у него богатый жизненный опыт, колоссальный авторитет и весомый статус. Манипулятор, конечно, не говорит, что его мнение — это истина в последней инстанции, но всячески это доказывает всем своим видом и поведением.

Использование абстрактных понятий

Этот вид манипуляций, наверное, расклеить, то есть распознать, сложнее всего. Использование абстрактных словечек, блистательных неопределенностей, не самых понятных слов, в которые можно вложить какой угодно смысл, легко выводят собеседника из равновесия, заставляют эмоционировать и совершать необдуманные поступки и, в конце концов, плясать под дудочку манипулятора. Тут все дело в том, чтобы позволить адресату (читай — жертве) включить свою богатую ФАНТАЗИЮ и самостоятельно домыслить сказанное. Например, шеф говорит тебе: «Похоже, вы совсем не понимаете всей серьезности своего положения…». Что за положение, в чем его серьезность, как он понял, что ты не поняла?

Как противодействовать манипуляции

Помни: манипулирует тот, у кого не хватает ресурса, кто не уверен в своей позиции. Ну подумай сама, если бы Лисица могла предложить вороне взамен СЫРА, например, ягод или орехов, которые вороны тоже едят, ей бы не пришлось хитрить, вводить тщеславную птицу в транс и похищать сыр. Так как понять, что тобой манипулируют? Для начала стоит прислушаться к интуиции, она обычно не подводит, и ты думаешь примерно следующее — нет, что-то тут не так. Первый «звоночек» есть. Дальше можно проверить высказывание потенциального манипулятора на логику. Если Б не вытекает из А, логика высказывания нарушена — это манипуляция, бороться с которой можно как минимум тремя способами:

Конкретизация

Манипуляторы терпеть не могут, кода их выводят на чистую воду, что можно сделать, последовательно задавая вопрос за вопросом. Например: «Извини, а что ты имел в виду, когда сказал, что ждешь от меня хороших результатов. Что можно считать результатом? А хорошим результатом? Могу ли я сама ОЦЕНИТЬ КАЧЕСТВО РЕЗУЛЬТАТА?». Любая коммуникация — это в том числе и интерпретация информации, поэтому ты имеешь полное право понимать все по-своему и даже вовсе не понимать!

Удушение в объятьях

Если выберешь этот метод, тебе придется благодарить манипулятора за его манипуляцию и присваивать ему положительные намерения… Абсурд? Смотри: он тебе: «Анжела, ты последнее время ведешь себя, как цербер!», а ты в ответ: «Кирюша, спасибо тебе огромное за обратную связь. Только ты можешь сказать правду так, чтобы не обидеть. Только тебе и есть дело до морального климата в коллективе. Какой же ты все-таки хороший человек!». После столь эмоциональный тирады манипулятор тушуется и уползает в пыльный угол лечить травмированное самолюбие.

Наведение тумана

В данном случае ты просто выбираешь какой-то пункт, слово из высказывания манипулятора, и начинаешь его развивать. Когда тебе говорят, что ты ведешь себя, как цербер, понятно, с явным намерением испортить тебе настроение и обидеть, ты можешь воодушевиться и ответить что-то вроде: «Как славно, что ты напомнил мне про цербера! Давненько я не перечитывала «Мифы и сказания Древней Греции и Древнего Рима». Помню, дедушка-профессор филологии мне их в детстве читал. А твой дедушка какие книжки тебе в детстве читал?». Тут главное — это не увлечься и самой не скатиться в манипуляцию. И еще: расклеивая манипуляцию, помоги манипулятору сохранить лицо, действуй мягко. В противном случае рискуешь спровоцировать конфликт непредсказуемой степени тяжести, тем более в том случае, если манипулятор выше тебя по статусу. Говорить в лицо ШЕФУ, что ты раскрыла его манипуляции, стоит лишь тогда, когда планируешь сменить работу.

Источник: WMJ.RU

Комментарии
Комментарии