Как эмоции помогают в работе

Наши эмоции играют в достижении успеха гораздо большую роль, чем это принято считать. Психолог и научный журналист Дэниел Гоулман считает, что причина чаще всего в «эмоциональным интеллекте».
Как эмоции помогают в работе

Толковый на другой лад

Что же такое эмоциональный интеллект? Строго говоря, это набор черт (кто-то даже называет EI характером). Эмоциональный интеллект определяет, насколько мы способны усвоить практические навыки, которые базируются на пяти составляющих: самоосознании, мотивации, саморегуляции, эмпатии и искусстве поддерживать отношения.

«Я даже в техническом училище имел низкую совокупную среднюю оценку, — признался мне один из директоров консалтинговой фирмы. — Но потом я пошел в армию, попал в школу подготовки кандидатов в офицеры — и стал первым учеником в своей группе. Там все вертелось вокруг того, насколько ты умеешь справляться с собой, ладить с людьми, проявлять лидерские качества, работать в коллективах разных специалистов. Я вижу, что такой подход вполне оправдан и в мире трудовой деятельности».

Иными словами, обладать развитым EI означает быть толковым на другой лад.

В способностях такого рода каждый из нас имеет индивидуальный профиль сильных и слабых сторон. Причем у одних людей может быть чрезвычайно развита эмпатия при недостаточном умении справляться с собственным дистрессом, а другие, осознавая тончайшие перемены своих настроений, часто оказываются несостоятельными в социальном плане.

Как бы там ни было, зная об эмоциональном интеллекте, мы можем его прокачать. Наука располагает таким богатством, как результаты двадцатилетних исследований, которые с невиданной доселе точностью показывают, какое огромное значение имеет эмоциональный интеллект для достижения успеха. Что ж, от слов к делу. Как же развить у себя EI?

Добейся успеха

Уровень нашего эмоционального интеллекта не задается генетически. EI — приобретение. Он постоянно продолжает совершенствоваться по мере того, как мы проживаем нашу жизнь и учимся на собственном опыте. Вот 7 советов, которые помогут построить успешную карьеру.

1. Будьте по-настоящему сочувствующим человеком

Эмпатия, сопереживание и сочувствие — не пустой звук. Резкие, бесцеремонные, внушающие подчиненным и коллегам страх, манипулирующие окружающими люди никогда не становятся игроками высшей лиги. Удачливым же не занимать эмпатии и чуткости, они проявляют такт и внимание, погружаются в дела других людей, будь то начальники или подчиненные. Попробуйте и вы так же.

2. Доверяйте интуиции

Обращайте внимание на свои предчувствия. Ученые уверены, что это не просто голос, который нашептывает все, что ему вздумается, а функция эмоциональных центров, зарождающаяся в амигдале — миндалевидном теле. Амигдала — место, где хранятся эмоции, пробуждающие тот или иной пережитый опыт. Похоже, что каждая составляющая опыта, которая вызывает у нас эмоциональную реакцию, пусть даже едва уловимую, кодируется в миндалевидном теле.

Будучи хранилищем всех наших чувств, амигдала подает нам сигналы. Вот почему мы интуитивно отдаем чему-либо предпочтение. А самое интересное, что успешные люди не игнорируют интуицию — наоборот, прислушиваются к ней.

3. Интроверт — не всегда хорошо

Очень часто встречаются люди с техническим складом ума, по своему IQ приближающиеся к гениям. Но вот незадача: народ из отделов информационных технологий (а там интроверты встречаются чаще всего) знаменит неумением быть в хороших отношениях с людьми. И это не дает им выбиваться в лидеры. «Обученная несостоятельность» — таким термином пользуется Стивен Роуден, физик-теоретик, который ныне руководит исследованием вопроса о том, почему попытки карьерного роста некоторых ученых заканчиваются провалом. «Чем они умнее, тем зачастую менее компетентны в эмоциональном плане и в обращении с людьми».

Не бойтесь общаться с людьми и прокачиваться в социальном плане. Ходите на корпоративные обеды, вечеринки, посещайте выставки вместе с коллегами. Вы увидите, какую пользу это принесет.

4. Прокачивайте самоконтроль

Исследование руководителей крупного звена показало, что несостоятельные управленцы плохо справлялись с затруднительными ситуациями, легко поддавались переменам настроения и были склонны к вспышкам гнева. Удачливые, напротив, при любых стрессах прекрасно владели собой, оставаясь спокойными, уверенными в себе и к тому же надежными в самые критические моменты.

Найдите свой способ тренировки самоконтроля. Не забывайте: тот, кто владеет собой, владеет миром.

5. Не теряйте смысла в работе

Исследование показало, что работники-«звезды» выбрали те профессии, которые позволяют им трудиться с пониманием смысла своей деятельности, с ощущением ценности своих достижений и верой в то, что они вносят вклад в общее дело. А вот сотрудники среднего уровня довольствовались участием в любой работе, на которую их назначали.

Если однажды вы проснетесь и поймете, что в вашей работе нет смысла, начните планировать пути отхода. За исключением случаев безвыходного с финансовой точки зрения положения люди работают не только ради денег. Только выбор «правильного» дела поможет сохранять сосредоточенность, находить силы и энергию и в конце концов достичь вау-целей.

6. Не убегайте от ответственности

Умение не испугаться последствий и взять на себя ответственность — одно из ключевых для достижения успеха. Возьмите за правило поступать по модели «трех шагов»: признавайте вину, исправляйте ситуацию, идите дальше, не зацикливаясь на своем промахе.

7. Постоянно развивайтесь

Кто становится самыми компетентными врачами? Конечно, те, кто постоянно расширяет базу своих знаний, старается быть в курсе последних достижений науки и техники, обладает колоссальным практическим опытом, умеет пользоваться накопленным материалом, формулируя диагноз и назначая лечение пациентам.

Неугасающее стремление всегда быть «на уровне» играет более важную роль в способности реально помочь больным, чем оценки, полученные на медицинском факультете. Справедливо это и для других отраслей. Так что никогда не останавливайтесь в профессиональном росте.

Мы живем в такое время, когда наши виды на будущее все сильнее зависят от умения справляться с собой, от более искусного налаживания и поддержания взаимоотношений — иными словами, от уровня эмоционального интеллекта. И при должном усердии каждый может развить в себе эти таланты и стать успешным.

Источник: Портал МИФа

Комментарии
Комментарии