10 причин детского безделья

Ребенок ничего не делает. Сидит, уставившись в планшет. Или даже без планшета. И это, конечно, не может не нервировать.
10 причин детского безделья

Мы сами привыкли скакать, как белки в колесе, и от детей требуем того же. Если ребенок ничего не делает, у нас прямо тумблер срабатывает: да как ты смеешь! Да мы, да я, а ты, а вот! Что ж из тебя вырастет, немедленно делай что-нибудь!

Хватит уже кричать. Остановитесь на минутку. Подумайте, а нет ли у малыша уважительных причин для раздражающего (вас) безделья. Оцените задачу, которую он изо всех сил игнорирует. Стоит ли она вообще выполнения в существующем виде?

1. Бессмысленность

Дети лет до 13 вообще не мыслят абстрактными категориями. Но для тренировки им систематически рекомендуется умножать абстрактные цифры в не менее абстрактный столбик. Берем любое упражнение из любого учебника и пытаемся понять, как оно связано с реальной жизнью, а потом объясняем пользу ребенку. Считать, сколько пакетиков корма нужно вашей кошке Мурке на время отпуска, в какой упаковке кошачий рацион выгоднее по цене — вот это дело.

2. Невыполнимость

Однажды мальчику десяти лет для школьного проекта досталось задание «разработать модель реконструкции центрального городского стадиона с учетом климатических особенностей региона». Как водится, под хитросочиненной формулировкой подразумевалась бестолковая поделка из полутораметрового листа пенопласта, раскрашенная силами семьи. Чтобы это понять, разъяренным родителям пришлось прижать к стене педагога-креативщика. Естественно, столкнувшись с задачей, в которой непонятно вообще все, ребенок не делает ничего.

3. Другой уровень технологий

Современному ребенку трудно понять, зачем учить таблицу умножения, если есть калькулятор, для чего писать ручкой на бумаге, если даже дневник теперь электронный. Это мы с вами можем делать бессмысленную работу, мы для этого в среднем лет пятнадцать подвергались дрессуре в образовательных учреждениях, но у ребенка-то здравый смысл еще не окончательно выключен. Объясняйте, зачем вы просите выполнить то или иное действие, заодно сами поймете, есть ли в нем смысл.

4. Переутомление

Пока ребенок клеит никому не нужные «проекты» и ходит на ненавистные курсы, жизнь проходит мимо. Родители уверены, что отдых — это смена занятий: из кружка по шахматам в секцию по футболу, оттуда учиться играть на фортепиано, вечером уроки — разве возможно устать от такого разнообразия? Ребенок бунтует и устраивает себе отдых, саботируя задачи.

5. Выгорание

У детей теперь не та усталость, которая наступала в нашем благословенном детстве, когда мы по уши в грязи, с разбитыми коленями и свесив язык на плечо падали в кровать, даже не ужиная. Усталость современных подростков сродни профессиональному выгоранию: ты понимаешь, что задач слишком много, а их решение никак не уменьшает их количества и не приносит удовлетворения.

6. Оценка

Несмотря на холиварность темы, в реальности мало что меняется — оценка была и остается фактором формирования мотивации. Вернее, антимотивации в большинстве случаев. Если новый рисунок, сказка, поделка не подлежат занесению в личное дело (у всех теперь «портфолио» с детского сада!), значит, это ненужное и неважное дело. Лучше просто побездельничать.

7. Несправедливость

Малыш решил приготовить папе с мамой завтрак и залил кухню вареньем. В результате стал героем взрослых анекдотов, от которых смешно всем, кроме ребенка.

Выполнил школьное задание слишком креативно — получил «тройку» и нагоняй от всех сердобольных родственников, включая тетушку, которую он видел только по скайпу. Ребенок осознает, что инициатива наказуема. Он, может, и сделает, что велели, но сам напрашиваться не станет.

8. Плохое здоровье

На то, насколько оперативно ребенок будет реагировать на задания, влияет его общее состояние, возраст и еще сто тысяч факторов, включая даже остроту зрения. Когда вы негодуете: «Ты что, не видишь, что в грязи сидишь?», он, возможно, и правда не видит. И книжки потому же не читает: слишком большая нагрузка на глаза. И по дому не помогает, потому что физически быстро устает (из-за проблем с сосудами, например). А вам все некогда сводить его на диспансеризацию…

9. Особенности темперамента

Мы считаем, что медлительность — зло, мешающее достижению успеха, а он такой, какой есть, он не может ускориться по щелчку. Если ребенок всегда не успевает за темпом навязываемой ему жизни, однажды он поймет, что просто не годится для этого прекрасного сумасшедшего мира, не стоит даже пытаться догонять. Помогите ему замедлить окружающие скорости до приемлемых.

10. Чужие амбиции

Многое зависит от взрослых: именно мы боимся, что ребенок, который перейдет из супер-пупер гимназии с пятью иностранными языками в школу попроще, непременно вырастет лузером, а бедному детенышу невыносимо в этой гимназии! Для нас важно во что бы то ни стало выполнить самое тупое школьное задание и построить модель космодрома в масштабе, с блэкджеком и космонавтами, раскрашенными вручную, вместо того, чтобы прочитать программу, прийти к учителю и спросить: «А каковы, прости господи, компетенции, формируемые в ходе выполнения рукодельного квеста для всей семьи?».

Дайте ребенку почувствовать, что вы на его стороне. И пусть немножко отдохнет, хотя бы летом.

Источник: Passion.ru

Комментарии
Комментарии