Обучение в Чехии

Чешский учитель о платном образовании, отсутствии частных школ и наследии СССР.
Обучение в Чехии

По форме чешская школа напоминает российскую: многое в системе образования этой страны не изменилось с советских времён. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что в Чехии многое устроено не просто по-другому, а прямо противоположным образом (например, система оценок). Местный преподаватель Франтишек Врабель рассказал Диане Дорофеевой о том, как устроено чешское образование на всех ступенях и почему за учёбу там никто не хочет платить.

Обучение для дошкольников

В детский сад (Mateřská škola) можно отдавать ребёнка начиная с трёх лет. Серьёзной подготовки к школе там не будет — в основном игры и социализация. Некоторые сады организуют группу так, чтобы старшие ребята ходили с младшими. Они общаются друг с другом и одновременно чему-то учатся. Очень часто в качестве факультатива можно изучать английский язык. Новые иностранные слова запоминаются и во время игр и песен. Отдавать или нет ребёнка в детский сад — пока что дело добровольное. Но сейчас активно обсуждается вопрос о том, чтобы сделать его посещение обязательным.

Дети начинают ходить в школу с шести лет. Если они по какой-либо причине ещё не готовы к этому, поступление можно отложить, но только на один год.

Учебный год в Чехии начинается, как и в большинстве стран Европы, 1 сентября, но заканчивается 30 июня. Он делится на два полугодия (pololeti): зимние каникулы длятся две недели, летние — два месяца. А вот начало весенних, продолжающихся одну неделю, в разных регионах варьируется. У нас маленькая страна и почти все её жители ездят в горы. Чтобы они не оказались там одновременно, в Брно каникулы могут быть в последнюю неделю февраля, а в Праге — в начале марта. Осенние каникулы длятся всего два дня и их дата, назначенная министерством, год от года меняется.

Государственные и частные школы

В начальной (основной) школе (Základní škola) занятия начинаются в 8.00 утра. У самых маленьких детей в первом классе обычно четыре урока. В восьмом или девятом классе может быть шесть, максимум семь занятий, пять дней в неделю. Урок длится 45 минут, обычная перемена — десять минут, а после первых двух уроков — большая двадцатиминутная перемена, чтобы дети успели поесть.

Основная школа делится на две ступени: с первого по пятый класс и с шестого по девятый. Отличие этих ступеней заключается в смене преподавательского состава и структуре предметов. Например, если на первой ступени есть один курс, в состав которого входят несколько дисциплин, на второй ступени это будут уже самостоятельные отдельные предметы.

Обучение в основной школе бесплатное. При этом некоторые учебные заведения предлагают специализированные классы на выбор. Можно взять как больше иностранных языков, так и спортивных дисциплин. Понятно, что есть ещё и частные школы, но их в Чехии очень мало. Правда, на некоторые вещи потратиться всё же придётся и в государственных школах.

В седьмом классе существует обязательный зимний курс, когда школьники едут в горы, чтобы научиться кататься на лыжах.

Ещё есть необязательные, но очень желательные для посещения занятия по классическим танцам. Чтобы никто не ударил лицом в грязь на каком-нибудь бале.

Вообще, в чешских школах очень популярны выступления учеников: они часто проходят в конце полугодия. Ребята демонстрируют танцевальные и вокальные номера как вместе, так и с преподавателями или даже директором. Они к этому серьёзно готовятся. Иногда концерты проводят два раза — для товарищей по школе и для родителей. Видели, как в американских фильмах мама с папой приходят в школу, чтобы посмотреть, как их ребёнок выступает? У нас примерно то же самое, это почти традиция.

Система оценивания

Экзамены в основной школе не проводятся. Ребята посещают уроки, занимаются, а я как преподаватель могу их предупредить: завтра будет контрольная работа по пройденной теме. Через неделю итоговая самостоятельная за три месяца, а в конце полугодия — за шесть. Первые вступительные экзамены происходят при приёме в среднюю школу. Обычно это проверка по математике, родному и иногда иностранному языку.

В чешских школах, как и в российских, действует пятибалльная система оценивания, но трактуется она наоборот. Пятёрка — самая плохая, а единица — самая хорошая отметка. В основной школе оценки ставят в форме числительного, а в средней — его характеристики.

1 — Výborný (отлично)

2 — Chválitebný (похвально)

3 — Dobrý (хорошо)

4 — Dostatočný (удовлетворительно)

5 — Nedostatočný (неудовлетворительно)

Куда идти после основной школы

После окончания основной школы подростков ждёт ответственный выбор, куда пойти учиться дальше. В среднее профессиональное училище (Střední odborné učiliště), среднюю специальную школу (Střední odborná škola) или гимназию (Gymnázium). При этом аттестат зрелости можно получить только после окончания гимназии или средней специальной школы. Чаще всего последние бывают с экономическим или техническим уклоном.

Наиболее престижным и правильным выбором считается гимназия: она качественно готовит к поступлению в университет.

Предметы остаются практически те же самые, но их изучение становится намного сложнее и основательнее. Хотя количество уроков не меняется — обычно их шесть-семь.

Но переход в гимназию можно сравнить с поступлением в университет. Приходится привыкать к совершенно другому объёму материала, другим требованиям педагогов. Если хочешь получать отличные оценки, нужно будет действительно потрудиться. Возьмём, например, английский язык. В основной школе ты просто знаешь определённое количество слов и можешь что-то написать. А на первых уроках в гимназии от тебя ждут, что ты будешь говорить на очень хорошем уровне.

Обязательные к изучению предметы в основной школе и в гимназии:

  1. Математика

  2. Родной язык (чешский)

  3. Английский язык

  4. Второй иностранный (чаще всего русский или немецкий)

  5. История

  6. География

  7. Физика

  8. Химия

  9. Биология

  10. Физкультура

  11. Рисование

  12. Музыка

Советское наследие в чешских школах

У нас ещё сохранилась система обучения как в СССР. Все просто зазубривают материал наизусть, ребята не умеют заниматься самостоятельно, например, придумывать и задавать вопросы. Но мы постепенно хотим всё изменить, молодые преподаватели стараются сделать работу более творческой. Можно сказать, что мы сейчас на границе. Сохранилось многое с советских времён, но мы стремимся к тому, чтобы был курс на Западную Европу. Сейчас, когда в Министерстве образования придумывают новые законы, ощущение, будто их главное правило — у нас не может быть так, как было в СССР.

Главным образом мне не нравится, что сохраняется неуважение к ученикам. Всё действуют по схеме: главный — преподаватель, а ученики молчат и отвечают только тогда, когда их спрашивают. А некоторые и вовсе боятся что-то сказать. К нам приезжали по обмену американцы: они говорят в любом случае, не важно, знают тему или нет. Им просто сразу внушили мысль, что они главные. Сейчас и у нас на педагогическом факультете готовят будущих учителей к другому отношению. Самый главный — ученик, а педагог — его помощник в получении знаний, сообщающий ему новую информацию. Нужно, чтобы дети поняли: мы работаем вместе и должны уметь договариваться. Надо помогать ребятам самим думать, выступать. Ученик девятого класса американской школы умеет выступать лучше, чем человек, который окончил у нас университет.

Поступление в вуз

Для поступления в высшее учебное заведение требуется, чтобы студент, получив аттестат зрелости, написал вступительный экзамен при университете. Вуз может сам выбрать способ проверки, хотя сейчас многие договорились о стандартной форме.

Почти все получают высшее образование бесплатно. Я учусь в гимназии и решил поступить в университет. Выбираю, куда хочу пойти, отправляю заявку, успешно сдаю вступительный экзамен — за что мне платить?

После революции у нас начали появляться и частные вузы, но учиться в них очень не престижно и образование в них некачественное.

У нас так: если платишь за учёбу, это означает, что ты глупый. Потому что в наших университетах никто не скажет: не получилось сдать, ничего страшного — заплати. Такого нет. Места бесплатные и ты можешь попробовать пересдать.

Самыми престижными у нас считаются три университета — Масариков, Карлов и Палацкого. Именно в них поступают все, кто хочет серьёзно заниматься наукой. И хотя Карлов университет — самый древний в Центральной Европе, многие считают, что у него осталось одно имя, а вот у Масарикова университета есть результат.

Источник: Мел

Комментарии
Комментарии