ЕГЭ: как пережить провал

Учителя и ученики поделились советами, как справиться с разочарованием после экзаменов.
ЕГЭ: как пережить провал

От провала на выпускном экзамене не застрахован никто, но 17-летнему выпускнику довольно сложно осознать, что плохой результат на ЕГЭ — не трагедия. Что делать дальше, кто виноват и как разобраться в истинных причинах неудач — перед тысячами выпускников стоят эти вопросы прямо сейчас. Специалист образовательного центра Tutor Online Диана Авсюкевич попросила учителей и учеников поделиться советами, как справиться с разочарованием после экзаменов.

Марина Мягкова,

учитель русского языка и литературы

Мне как педагогу и репетитору в первую очередь хочется говорить о том, что ежегодно мои ученики сдают ЕГЭ с достойными баллами. Но задача у нас сейчас не похвалить себя хороших. А значит, стоит признать, что у любого учителя бывали случаи, когда старательный и перспективный ученик вдруг «заваливал» экзамен. Несколько лет назад моя девочка, которая была практически круглой отличницей, набрала на ЕГЭ по литературе чуть больше порогового балла. Все были в шоке. Спустя некоторое время, когда эмоции улеглись, мы с ней встретились, и я задала главный вопрос: «Что случилось?». Ученица ответила, что сама не понимает, ведь после экзамена была уверена, что написала если и не на максимум, то на очень достойный балл. Тогда эта ситуация казалась абсурдной. Особенно на фоне историй про тех, кто сдал на сто баллов, параллельно изучая три языка, спасая бездомных котов и участвуя в соревнованиях по кёрлингу.

Сегодня мне кажется, что корень зла в том информационном поле, которое мы ежегодно создаем вокруг ЕГЭДети часто готовятся к экзаменам в атмосфере какой-то нездоровой паники. Им твердят, что от результатов экзамена зависит чуть ли не вся их дальнейшая жизнь. Родители нервничают, учителя нагнетают, репетиторы, курсы подготовки и прочие коммерческие проекты наперебой что-то обещают. Как тут сосредоточишься?

Сегодня та самая девочка уже студентка. Она не поступила два года назад, но поступила в прошлом году именно туда, где и мечтала учиться. «Потерянный» год она не зубрила, не провела его в кресле у психотерапевта, не прорыдала в подушку. Она съездила на языковые курсы, прочла те книги, на которые не было времени в выпускном классе, провела много времени с семьей, завела собаку. Жизнь не остановилась в тот момент, когда экзамен не сдался. Возможно, для кого-то подобная ситуация — шанс переосмыслить свои цели и желания. Еще раз подумать о том, чего вы сами хотите, кем хотите быть, какую профессию получить. Не исключено, что вуз окажется далеко не самой заветной вашей мечтой на этом этапе жизни. Не пугайтесь этого и не стремитесь во что бы то ни стало идти проторенной дорожкой.

Семён,

абитуриент архитектурного вуза

В прошлом году я сдавал ЕГЭ по математике, и результат был не совсем провальным, но и не таким, который позволил бы поступить на бюджет. Тогда я очень расстроился. Родители предложили искать альтернативные варианты, где требовался не такой «блестящий» результат ЕГЭ. Я решил, что не хочу, и целый год ходил на подготовительные курсы, познакомился с ребятами, которые, как и я, с первой попытки не прошли. Этот год был для меня знаковым. Я действительно утвердился в правильности своего выбора. Я понял, что выбранный вуз — именно то место, ради которого я готов и не одним годом пожертвовать. В этом году я сдал математику и другие предметы снова, и на этот раз с нужными результатами. Надеюсь, с внутренними испытаниями также проблем не возникнет.

Ребятам, у которых в этом году не вышло, хочу сказать: помните, всегда есть вторая попытка или альтернатива. Просто запишитесь на подготовительные курсы, усиленно занимайтесь весь год, научитесь чему-то, чего не умели раньше или на что не хватало времени. И всегда помните о том, что этот шанс был не единственным. Кстати, в этом году мне было психологически проще сдавать экзамены именно благодаря тому, что ушло чувство, будто у меня нет права на ошибку.

Марта Крицкая,

​преподаватель английского и японского языков

В 2016 году я готовила своего первого ученика к ЕГЭ. Со взрослыми людьми как репетитор я занимаюсь уже три года. Но со школьниками и тем более с выпускниками, готовящимися к ЕГЭ, я раньше не работала. Не знаю даже, почему обратились именно ко мне. Поначалу я даже не хотела соглашаться. Про ЕГЭ я знала ровно столько, сколько знает любой ученик, его сдававший. По ту сторону бюллетеня я не стояла. Но моя ученица была уверена, что хочет заниматься с молодым педагогом, у которого в памяти еще свежи воспоминания об экзаменах. И о бессонных ночах зубрежки, литрах валерьяны и прочих радостях выпускного класса.

Моя ученица сдала язык с результатом в 75 баллов. Да, кто-то скажет, что это далеко от максимума, но она была очень довольна, а я была в полном восторге, потому что на самом деле это очень хороший результат.

В 2010 году, когда ЕГЭ сдавала я сама, то набрала меньше, и это был очень большой удар. Я готовилась сутками напролет в течение года. Я в прямом смысле слова зубрила, пренебрегая отдыхом, сном, нормальным питанием, встречами с друзьями и общением с родными. Все думали, что при такой подготовке я сдам на 200 из 100, а вышло средне.

Мои баллы позволили поступить туда, куда я планировала. Но я помню то ощущение, когда наконец поняла, как бессмысленно провела последний годНе знаю, вполне возможно, если бы я не готовилась так усиленно, то сдала бы еще хуже, но сегодня я понимаю, что большинство ошибок сделала не по незнанию, а из-за нервов. Где-то я неправильно написала, где-то неправильно условие задания поняла... В общем, очень глупые ошибки.

Моя относительная неудача научила меня тому, что нельзя всю себя отдавать одной цели. Может, кто-то не согласится, но мне кажется, что в любом деле, даже если вы стремитесь к невероятным карьерным высотами, нужно помнить одно. Ты — всегда что-то большее, чем твоя работа, твоя учеба, твой экзамен или что бы там ни было.

Наталья Берзина,

преподаватель информатики и ИКТ

Многие думают, что не сдать экзамен или сдать плохо — это «привилегия» лодырей, пофигистов и прочих сомнительных элементов, которые не готовятся, соображают и ни к чему не стремятся. Это большое заблуждение. «Завалить» экзамен может любой, если учесть, что знания — отнюдь не единственное и часто даже не главное условие успешной сдачи.

По опыту своих учеников могу сказать: психологический фактор — вот о чем и родителям, и педагогам, и самим ученикам стоит помнить как до экзамена, так во время и после него. Необходимо учиться контролировать свои эмоции, искать те вещи, события, мысли, воспоминания, образы (что угодно), которые настраивают вас на позитивный лад.

Если что-то в этом году не удалось, не примеряйте на себя роль экзистенциального героя, выброшенного судьбой за борт корабля под названием «Успех»Займитесь любимым делом, пробегите марафон, пойдите в экстремальный поход, сойдите на время с ума (в хорошем смысле, конечно), влюбитесь, проведите время с семьей. Ну а потом, когда состояние стабилизируется, прикиньте, на что направить усилия в дальнейшем. Допускаю, что после правильной эмоциональной разгрузки вы будете благодарны судьбе за новый шанс, а страдать по поводу упущенных возможностей попросту не придется.

Источник: Мел

Комментарии
Комментарии