Как совмещать школьные занятия и творческие или спортивные секции, чтобы не перенапрягать ребенка?

Сначала нужно ответить на вопрос, кто инициатор посещения этих кружков – сам ребенок или его родители? Есть ли у ребенка свой интерес к посещению секций?
Как совмещать школьные занятия и творческие или спортивные секции, чтобы не перенапрягать ребенка?

ГАЛИЯ НИГМЕТЖАНОВА

детский психолог

Сначала нужно ответить на вопрос, кто инициатор посещения этих кружков – сам ребенок или его родители? Ребенок посещает какие-то кружки или секции, потому что за него выбрали родители, или для ребенка есть какой-то свой интерес, и он в этом находит что-то хорошее? Если речь идет о первом варианте, то довольно часто ребенку становится действительно трудно, потому что там, где речь идет о выборе родителей, то у родителей могут быть высокие ожидания от результативности и успехов ребенка, что оказывает на самого ребенка сильное давление. Есть речь идет о том, что секции нравятся самому ребенку, а родители готовы присоединиться к его радости, то я не могу вспомнить случаев, чтобы для ребенка это было тяжело. Это привносит в его жизнь что-то хорошее – новые круги общения, перед ним открываются новые сферы, и очень часто это именно те области, где ребенок может побыть другим. Если, например, у него в школе что-то не складывается в общении с ребятами, то в секции он сможет найти себе достойный круг общения. Если ребенок в школе очень застенчив, то где-нибудь в театральной студии он может раскрывать себя.

Даже если ребенок, а такое бывает очень часто, всеми силами хочет радовать родителей и отвечать их запросу «Стань моей гордостью!», то все равно что-то в жизни ребенка будет выдавать то, что такая нагрузка для него - напряжение. Ребенок может очень часто болеть или собираться в секцию так долго, что это каждый раз будет приводить к скандалу. Ребенок своим поведением обязательно покажет, что что-то для него не так. И все, что требуется от родителей в такой ситуации – проявлять чуткость к тому, что показывает ребенок. Нет необходимости сразу говорить: «Да-да, конечно, мы не будем туда ходить», но важно поговорить с ребенком о том, что не так, оставив в стороне свои родительские ожидания.

Часто у детей, которые начинают чем-то заниматься, физические возможности подстроены под это уникальным образом, и они показывают высокий результат. И тогда все совпадает: вы, как родитель, отдали ребенка в теннис, у него там все получается, теннис – это перспективная спортивная область. Выше, быстрее, к новым результатам – начинает нагнетаться обстановка, ребенок где-то ломается. До какого-то предела он себя держит, потому что хочет радовать родителей, а потом происходит слом. И дальше родители приходят к нам на прием и говорят: «Я не понимаю, почему при его данных – всегда второе место, всегда».

Подумайте, является ли выбранная вами сфера действительно той, которая откроет для нужд самого ребенка какую-то новую перспективу или эта сфера – из прошлого родителей, и они за счет ребенка реализуют какие-то свои надежды?

Не скажу, что родителям нужно срочно пересматривать свои приоритеты, но на первом шаге нужно проявить уважение к тому, что вы видите в ребенке. Не делайте вид, что все, что он вам сейчас показывает – это ложь, что он должен прекратить притворяться и лентяйничать. В этом есть какое-то громадное неуважение к тому, что нам сообщает ребенок. Он о чем-то нам говорит, поэтому давайте просто постараемся прислушаться и разобраться в том, что есть, а дальше будет видно.

Бывает и такое, когда родители просто занимают время, и очень часто не потому, что нужно занять время ребенка, чтобы он не болтался без дела, а потому, что им кажется, что вот это в ребенке воспитает то-то, а это – что-то еще. И тогда получается, что родители просто отдают часть своей родительской ответственности этим секциям и кружкам. Да, им некогда заниматься тем-то и тем-то, но они хотят, чтобы их ребенок вырос волевым человеком, поэтому отдают в секции и кружки – чтобы в одном месте воспитывали волю ребенка, в другом – умение быстро принимать решения.

И кружки и секции сами по себе не являются ни нагрузочными, ни не очень привлекательными. Они становятся хорошими для ребенка там, где что-то совпадает в потребностях самого ребенка и этих кружков. Тогда они не будут ребенка напрягать, перегружать, отнимать у него жизненные силы и так далее. Обычно хорошее дело только придает нам жизненных сил.

Источник: thequestion.ru

Комментарии
Комментарии