Как вернуть школьника к учебе

Предлагаем несколько приемов, которые повысят интерес школьника к картинкам в его букваре.
Как вернуть школьника к учебе

Вы ясно видите в электронном дневнике ребёнка буквы «дз», а он почему-то никак не реагирует на это и держит портфель нераспечатанным с прошлой пятницы. Не торопитесь браться за задания самостоятельно, возможно, ребёнка можно подстегнуть. Вернее, не ребёнка, а его интерес к обучению. Предлагаем несколько приёмов, которые повысят интерес школьника к картинкам в его букваре. Консультацией нам помогла психолог Анастасия Лындина.

Перед тем как брать быка за рога, помните, что проблема мотивации — это довольно тонкий психологический момент, до конца в науке не решённый. Учебный задор школьника, кажется, легко сбивается от одного чиха: оценки вредят мотивации, излишнее давление — вредит, подкуп карманными деньгами — упаси боже! В идеале, конечно, ребёнку должно быть интересен предмет: открыл тетрадку и увлёкся. Но если вы когда-нибудь, видели каким образом в обычной школе формулируются задания, то сами понимаете, что увлечься «упр.5 на стр. 23, повт. пар.4.» — невозможно.

Кроме того, неплохо учитывать возрастные особенности клиента. Человека, который поступил в вуз, лучше вообще не трогать. Он и сам знает про сессию, это убедительный стимул раскрывать книгу без наставлений. Школьник лет с 12 вдохновлён внешними мотивами, ему интересно, умнее ли он, ловчее ли, чем Василий с третьей парты, и как он будет выглядеть у доски, читая стих про мужичка с ноготок (при этом с третьей парты в чтеца будут лететь бумажные самолётики).

А вот именно про учебную мотивацию можно смело говорить применительно к младшей школе: с 7 до 12 лет. Тут удивительно и как буквы складываются в слово, которое ты пишешь на крышке стола, и как так получилось, что счётные палочки не умещаются в носу, и почему комар не летит без одного крыла — везде восторг и радость познания.

Эту учебную мотивацию стоит создавать, бережно сохранять и поддерживать. И вот как это делать:

1. Не заставляйте

Нет способа скорее вызвать отвращение к учёбе, чем небольшие домашние скандалы с принудительным усаживанием за парту. Вдумчивые доверительные разговоры о школьных правилах и о радости учительницы от выученного Петей четверостишия подойдут больше.

2. Радуйтесь и замечайте успехи ребёнка

Видя, как второклассник достаёт тетрадь (он туда, конечно, вложил сушёных муравьёв, а теперь решил посмотреть на их жизнь), хлопайте в ладоши и хвалите: «Петя, ура! Ты трудолюбивый парень. Сам взял и достал тетрадку, чтобы сделать уроки!»

3. Дайте понять, что ученье — свет

Учите добывать информацию, увлекайтесь сами, ищите ответы на сложные вопросы в интернете, поражайтесь чудесам мира, расширяйте границы школьных дисциплин. Главная цель: не отбарабанить «от сих до сих», а показать, что учиться — это увлекательно. Возможно, в этом случае ненавистная домашка обретёт некий смысл, хотя бы в контексте мировой истории. Задавайте каверзные вопросы без ответов, помните, что заинтересовать — гораздо важнее, чем получить правильный ответ, написанный в конце учебника.

4. Используйте эффект прерванного действия, его ещё называют эффект Зейгарник

Суть лайфхака в том, что незаконченное действие нас притягивает. В экспериментах американского психолога Курта Левина творческую деятельность детей останавливали и предлагали им заняться чем-то более интересным. Если у прерванного дела оставался какой-то потенциал, дети при первой возможности стремились завершить неоконченное.

Это не значит, что нужно вбегать с бразильским танцем в комнату, где школьник вдруг начал делать математику. Хотя бы отнеситесь философски, если человек решил сделать в работе перерыв. А иногда можно и напомнить: «А помнишь, ты на прошлой неделе увлечённо думал над задачей про рыбаков?»

5. Применяйте метод зелёной ручки

Этот коучинговый подход изобрела мама первоклассницы. Вместо того чтобы подчёркивать красной пастой ошибки, она обводила зелёной лучшие варианты. Этот метод помогает ребёнку концентрироваться не на том, что не получилось, а на собственных успехах, и стремиться к ним и дальше. Если вы сидите рядом со школяром, который делает уроки, перестаньте ворчать: «Одни ошибки! Кто так пишет. Полная чушь.» Говорите о том, что получилось: «У тебя классно выходит раскачиваться на стуле. Ничего себе! Даже верно условия задачи записал!»

6. Видоизмените задания

Если ребёнок не хочет делать задания, возможно, он боится, что у него не получится. И наоборот — когда все получается легко, берёшься за работу с радостью. Попробуйте переформулировать задачу, чтобы она стала ему понятнее, или разбить выполнение «домашки» на куски. Пусть они будут по силам вашему ребёнку, пусть он получит удовольствие от сделанного.

7. Заканчивайте на подъёме

Если ваш ученик выдохся и работает через не могу, в следующий раз ему будет труднее бодро сесть за урок. Пусть задания закончатся на приятной ноте, не растянутся на весь день и не вынут все жилы. Вы, положим, не можете изменить программу. Просто организуйте день таким образом, чтобы уроки пришлись не на 12 часов ночи, а на тот момент, когда у всех светлая голова. «Дочка, у нас 30 минут перед прогулкой. Вот тебе таймер, попробуй уложиться с заданием».

8. Не ломайте ребёнка

Это традиционный совет от эксперта-психолога, правда непонятно, как ему следовать. У вас суперсильная физматшкола, если вся семья не будет твёрдо и последовательно запирать ребёнка в комнате, наедине с Перельманом, случится катастрофа. Но отчего-то психологи уверены, что настоящая катастрофа будет, если ученик заработает нервное истощение, заболеет или непоправимо испортит отношения с родителями. В общем, время от времени поглядывайте на цвет детских щёк.

Источник: Мел

Комментарии
Комментарии