Воспитатель — о проблемах работы с детьми олигархов

Ольга, воспитатель частного детсада, рассказала про элитных детей, крутых пап и бабушку-звезду. Какие же существуют проблемы работы с детьми олигархов и их родителями.
Воспитатель — о проблемах работы с детьми олигархов

«Закрытый» сад

«С улицы в такое заведение на работу не попадешь, но мне удалось. У меня большой педагогический опыт — я бывшая завуч гимназии в Екатеринбурге, переехала в Москву к дочери. Думаю, мне удалось завоевать внимание и уважение директора своей уверенностью и профессионализмом. Я прошла несколько уровней отбора. Многие воспитатели там — москвичи или жители области, имеющие опыт работы в государственных образовательных учреждениях».

Ребенок-маугли

«Дети элиты — это реально другая культурная прослойка. Они совершенно не похожи на среднестатистических малышей.

Внучка одной известной певицы уже в возрасте 6 лет вела себя, как взрослая женщина и «звезда», видимо, подражая бабушке и ее окружению: при встрече целовалась со всеми мальчиками в группе, а воспитателям рассказывала, что у нее есть бойфренд.

Бабушка-певица, когда ей тактично объяснили, что подобное поведение ребенка ненормально, высокомерно заявила: «А что такого страшного она делает? Ничего!» В итоге проблема обсуждалась с директором, который пригласил звездную бабушку в свой кабинет «на чай».

Рассуждать о бойфрендах девочка перестала, однако модель мышления уже заложена. При этом несколько родителей специально перевели своих детей именно в эту группу, чтобы быть поближе к внучке знаменитости и иметь шанс подружиться с ее семьей.

Дети известных личностей чаще всего являются не бонусом, а проблемой воспитательного процесса: таким малышам позволяют бездельничать и безобразничать гораздо больше, чем другим.

Эти дети — своего рода Маугли из джунглей роскоши. Одевают, обувают, причесывают, кормят, убирают игрушки специально обученные люди.

Я слышала, как одна девочка говорила другой, что мама родила ее в подарок папе. Ребенок действительно вел себя, как подарок, как принцесса — никаких навыков обслуживания себя.

Вообще, несамостоятельность и дефицит жизненного опыта — общая черта «элитных» детей. Лазить, прыгать и кричать — не про них. Постоянная опека обслуживающего персонала приводят к тому, что ребенок растет таким цветком из оранжереи.

Некоторые детки, адаптируясь первые недели в саду, не могли заснуть в сончас, потому что привыкли спать только с няней. Другие, садясь за стол, ждали, когда их покормят с ложки.

Родителям, насколько я понимаю, или некогда заниматься малышами, или не хочется, поэтому воспитывают малышей няни — и воспитывают как придется. Вообще для большинства родителей дети — нечто среднее между домашней собачкой и живой куклой.

Ребенка нужно «упаковать» побогаче и покруче, а учат жизни и прививают навыки пусть те, кому за это заплачено.

Богатые интерьеры элитных школ впечатляют только родителей. Дети же воспринимают все как естественную среду обитания, антураж не повышает их ощущение комфорта.

Часто дети оставляют на улице дорогие украшения или игрушки, будучи уверенными в том, что их никто не украдет, потому что везде камеры и охрана, а если даже что-то потеряется или сломается — ничего страшного, потому что родители купят новое".

Отцы и дети

«Многим детям не хватает внимания семьи, потому что родители постоянно на работе или заняты своими интересами, и этот недостаток заботы со стороны близких выливается в самые разнообразные отклонения.

Один дерется, другой доводит воспитателей, зная, что они рано или поздно начнут звонить родителям, и это привлечет их внимание к нему.

Был мальчик, который, чуть что не понравится, угрожал: мой папа все может, я ему скажу — и вы тут получите. Говорить о том, что в ответ на заботу дети проникались искренностью, нельзя: они с самого раннего возраста осознают, что мир без роскоши — это другой мир.

Чем старше становятся дети, тем больше они осознают, насколько их комфорт зависит от родителей. Некоторые поклоняются перед могущественным отцом или мамой — и тут отношения, как у фанатов к кумирам. Другие становятся все более расчетливыми, и их привязанность к родителям весьма иллюзорна.

К примеру, история одной девочки: папа женат несколько раз, во всех браках — дети, сам он, мягко говоря, своеобразный человек, но поскольку олигарх, то за место рядом с ним — очередь из женщин.

Мне было странно слышать от его маленькой дочки, что «папа иногда приходит к нам с мамой пожить, но вообще-то он живет с Наташей, и у меня там братик. И еще у меня есть сестричка и братик, и они с тетей Леной живут».

И я понимаю, что там какая-то просто Санта-Барбара. А ребенок все это видит и принимает эту модель жизни как нормальную.

Неуважительное отношение к взрослым встречала нечасто, но все же случалось — эта модель поведения родом из семьи и окружения ребенка. Если малыш с детства безнаказанно унижал дома прислугу, и ему все сходило с рук, он продолжает делать это и в детском саду.

В отношении воспитателей неуважение проявлялось, в первую очередь, в повелительной модальности: «подай», «принеси», «сделай».

Хотя в учреждении, где я работала, такое отношение довольно успешно корректировали. Унижение педагогов и воспитателей директором строго пресекалось.

«Элитные образовательные учреждения необходимы. Образовательный процесс для детей из богатых семей должен иметь свою специфику, поскольку погружение в среду обычного детсада может стать для таких малышей причиной большого количества проблем психологического и социального характера. Мы получим тысячи мажоров, вечно доказывающих обществу свое превосходство, при субъективном ощущении собственной ущербности. Миссия элитных образовательных учреждений — как дошкольных, так и школьных — дать, в первую очередь, общее культурное воспитание в духе патриотизма, но не напускного, а истинного. Пусть в стране трудности, я вырасту и изменю ее к лучшему! Элиту нужно воспитывать только так!» (Артем Тараянц, психолог)

Крутые папы

Конфликты родителей в элитных заведениях — отдельная история. Были случаи, когда звонили чуть ли не министры и требовали кого-то из детей перевести в другую группу, потому что «мой Вася не ладит с Петей, и надо немедленно, сию секунду разрешить эту проблему»! Предполагаю, трубка телефона у директора раскалялась, потому что крутые папы могли меряться степенью влиятельности часами и даже днями!

К чести заведения могу сказать, что администрация все конфликты старалась свести к мирному решению. Если родители упорствовали, то им создавали такие условия, чтобы они сами переводили ребенка в другое заведение: вели разъяснительные работы, консилиумы собирали, прогнозы делали. То есть это не было тупым противостоянием, а всегда — юридически и педагогически обоснованным решением.

К слову, деньги не имели значения: хоть ты ребенок ретейлера, хоть министра или олигарха — за неподобающее поведение и неподчинение внутренней дисциплине могли отчислить любого.

Директор — профессионал и сильная личность! Он всегда отстаивал интересы коллектива, конечно, во многом потому, что честь заведения — это имиджевая составляющая. Уволить его могут только владельцы, без которых он не принимает ключевых решений.

Политика заведения такова, что все попытки манипулирования директором и педагогическим составом пресекаются на корню, потому что стоит один раз пойти на поводу, и по ниточке потянется череда скандалов и манипуляций.

«Не имеет значения — олигарх ты или дворник. Значение имеет внутренняя культура. Когда у человека все в порядке с понятиями чести, достоинства, уважения, с личными границами, когда человек знает цену хорошего образования, он не станет клиентом частного заведения, где откровенно заискивают перед детьми». (Екатерина Сиванова, психолог, семейный консультант)

Инфант террибль

Уловки, с помощью которых родителей часто завлекают в дорогостоящие детские сады и удерживают в качестве клиентов — это лесть в адрес ребенка. В случае, когда вместо выполнения поставленных задач малыш рисует на обоях и на носу воспитателя, родителей успокаивают: он очень талантливый!

«Инфант террибль», устраивающий постоянные саботажи правил и обесценивающий авторитет взрослых, признается будущим лидером.

Дети, выпускающиеся из таких садов, имеют большие адаптационные проблемы при переходе в школу. Но состоятельные родители об этом не думают.

Большое количество развивающих кружков — это не более, чем реализация принципа «чем бы дитя не маялось, лишь бы не безобразничало». Для ребенка эти студии имеют не большее значение, чем детская площадка во дворе. Кто-то может сказать: а как же таланты, которые с раннего детства занимались?

Но там, чаще всего, никаким безоблачным детством и не пахло. Через труд, преодоление себя, лишения. В общем, через то, за что в элитном детском саду никто деньги не заплатит!

Объективно же оценить эффективность обучения в элитном детском саду невозможно, поскольку система государственного образования яростно охраняет официальные рейтинги от частных учебных заведений.

«Минус элитных садов в том, что это больше „товар/услуга“, чем реальная польза. Такие садики стараются максимально нафаршировать развивающими занятиями, а это очень вредно для развития дошкольников. Если ребенка лишить фазы свободной игры и сразу загрузить логическими и символическими занятиями, в будущем это может вылиться в дефицит воображения и креативности, потерю мотивации в обучении и даже личностные проблемы с принятием себя. Поэтому порой обычный сад, где у детей есть возможность играть без постоянного руководства взрослых — лучший вариант, чем элитный». (Юлия Гордиенко, коррекционный психолог)

Источник: РИАМО

Комментарии
Комментарии