5 фраз, которые навязывают ребёнку гендерные стереотипы

Времена, когда женщины не имели элементарных гражданских прав, остались далеко в прошлом, но гендерные стереотипы о «слабом» и «сильном» полах по-прежнему очень сильны.
5 фраз, которые навязывают ребёнку гендерные стереотипы

Гендерные стереотипы начинают преследовать детей с пелёнок: от деления одежды по цветовой гамме до преследующей повсюду фразы «ты же девочка» или «ты же мальчик». Школа как влиятельный социальный институт укрепляет эти стереотипы и загоняет в прокрустово ложе «женственных» мальчиков и «мужеподобных» девочек.

Личность и её интересы отходят на второй план, ведь дети должны впитывать строго определённые нормы поведения. И в результате «неформатный» ребёнок может оказаться в ситуации постоянного психологического давления.

Но этого легко избежать. И начать можно с малого: проследить за своей речью и постараться изъять из неё фразы, укрепляющие в ребёнке гендерные стереотипы. Разберёмся, что же это за фразы.

«Не дерись! Ты же девочка!»

Драки — это отнюдь не особая форма поведения, свойственная мужскому полу. Объяснение, что причинять увечья плохо, ни в коем случае не должно носить подобный характер. Физическая агрессия — то, что должно стать табу для ребёнка любого пола.

«Почему так неаккуратно, ты же девочка!»

Почему-то девочки всенепременно должны следить за чистотой и аккуратностью, и промашки им стоит делать с указанием на их половую принадлежность. В генетическом коде ученика и ученицы не прописана степень аккуратности при письме, поэтому говорить, что кто-то от природы должен соответствовать какой-то планке — абсурдно.

«Ты ему просто нравишься!»

Обычно такую фразу говорят чаще девочкам, которые подвергаются действиям типа шлепков, ударов, дёрганья за волосы, но принимать они должны это со смирением и чуть ли не с трепетом. Подобная реакция со стороны взрослого лишь пропагандирует культуру насилия и искажает представление у ребёнка о нормальных способах демонстрации своего отношения. Нарушать границы другого человека и списывать это на симпатию — ненормально.

Если человек говорит, что ему неприятно, его пугает такое поведение, значит, нужно устранить причину дискомфорта, объяснить зачинщику, что это плохой способ выражения эмоций.

«Девочки похорошели, а мальчики выросли!»

Указывание девочкам на их красивую/симпатичную внешность, а мальчикам на их «мужественность» связано с конструктами феминности и маскулинности: девочки воздушные, милые, красивые, а мальчики, соответственно, смелые и сильные. Не вписывающийся в эти рамки ребёнок может быть подвержен травле: полные девочки, мальчики с «женскими» атрибутами (длинные волосы, «девчачий» свитер, мягкое поведение и так далее). Основная проблема заключается в том, что мальчик (будущий мужчина, «сильный пол») уподобляется в чём-то девочке («слабому полу»), а так как всё «женское» недостойно мужчины, он будет высмеян. Отсюда же берётся фраза «расплакался как девчонка».

Важно помнить, что эмоциональность, чувствительность, нежность — это просто черты характера отдельной личности

Нужно объяснять, что каждый вправе выглядеть так, как он хочет, и изъять из лексикона словосочетание «слабый пол».

«Мальчики, учитесь хорошо, а вот девочкам достаточно удачно выйти замуж!»

«Когда у тебя будут свои дети…», «когда женишься/выйдешь замуж…».Уже набившие оскомину роли, метафорично описанные как «добытчик» и «хранительница очага», по-прежнему активно используются в разговорах. Возможно, для некоторых следующая информация станет шокирующей, но не все хотят рожать/воспитывать детей и даже заводить семью. Безоговорочная апелляция к будущему потомству и жене/мужу выглядит вообще странно в разговоре с несовершеннолетним человеком, которого скорее всего совсем не волнует подобный вопрос. Например, разберём одну из известнейших реплик на подобную тему: «Не сиди на холодном, детей не будет». То есть девочка в любом возрасте должна думать о своей репродуктивной функции?

Подобные фразы показывают, что девочка не важна как личность, а важны определённые функции её организма, которые позволят выносить потомство

Зачем делать какие-то далеко идущие прогнозы, когда самое рациональное, это указать девочке, что на холодном нельзя сидеть, потому что у неё может начаться воспалительный процесс. Никто ведь не говорит больному гриппом ребёнку: «Какое же ты нам потомство дашь с таким иммунитетом?»

Стереотипы проявляются и в вопросах «курения за гаражами». Девочке, которую увидели с сигаретой, обязательно скажут, что курить нельзя потому, что она будущая мать, а не потому, что это опасная зависимость. И в вопросах одежды: определённые фасоны юбок считаются неприличными — ведь они будут отвлекать мальчиков от учёбы. На уроках физкультуры мальчики могут играть в футбол, волейбол, баскетбол, а нормативы для девочек зачастую связаны с упором на гимнастику, на то, что связано с «женской грацией».

И конечно, самое показательное — деление по половому признаку на уроках труда

Всенепременно девочки должны научиться шить и готовить, а мальчики — забивать гвозди. Любая работа распределяется между людьми, которые способны её выполнить, имеют к ней интерес. Это не связано с полом. Умения справляться с молотком никому не помешает. Ровно как и умение себя элементарно обслужить — приготовить еду или пришить пуговицу.

Позвольте детям решать, какой будет их жизнь, а не традициям, ценностям и стереотипам.

Источник: МЕЛ

Комментарии
Комментарии