Какие приемы используют дизайнеры в работе с клиентом

Считается, что хороший дизайнер должен быть немного психологом. «Немного» — это насколько?
Какие приемы используют дизайнеры в работе с клиентом

Не так давно мы провели здесь, на Houzz, один опрос среди профессионалов. Этот опрос был для меня очень важен, поскольку касался практической психологии и ее применения в практике практикующих дизайнеров. Мы получили множество ответов, и сегодня я бы хотела подвести итоги и прокомментировать результаты.

Во-первых, благодарю всех, кто принял участие, и особенно тех, кто дал развернутый ответ на вопросы. Редко когда удается охватить сразу такую большую профессиональную и узконаправленную аудиторию. И очень ценно понимать, насколько в реальности используется то, чем занимаются психологи в сфере окружающих пространств и человеческой психологии.

Наш вопрос звучал так: «Используете ли вы в вашей работе какие-либо знания из области психологии интерьеров? Например, учитываете ли особенности восприятия цветов или учитываете ли, экстраверт или интроверт ваш клиент при планировке квартиры?»

Давайте сначала посмотрим на результаты опроса, а потом поговорим о том, куда дизайнерам можно было бы развиваться и двигаться далее. Какие же психологические знания наиболее востребованы?

Цвет и еще раз цвет

Самый распространенный ответ: использую информацию о восприятии и воздействии цвета. «Очень полезна цветотерапия. Иногда заказчику цвет просто нравится, он не может представить его в своем помещении и в желаемом количестве. Тогда приходится объяснять последствия неграмотного использования цвета в пространстве, показывать примеры», — говорит дизайнер интерьера Анна Семенова.

Дизайнер Татьяна Никитина добавляет: «Необходимо создать комфортный, гармоничный интерьер, учитывая особенности психики каждого человека. Например, если предложить меланхолику интерьер, в котором использован активный красный цвет, то скорее всего, он его не одобрит. В то же самое время человек — лидер по натуре будет чувствовать себя комфортно в ярком и экстравагантном интерьере».

Действительно, на данный момент в психологии накоплено много знаний о воздействии цвета на психику. Мы уже писали о том, что будет, если оформить квартиру в одном ярком цвете, а также рассказывали, в какой цвет нельзя красить комнаты и почему.

Мне представляется важной и применимой на практике в этой области теория валентности цвета (Шлосс и Палмер), согласно которой НЕ сам по себе цвет содержит в себе некое значение (например, красный — агрессию и сексуальность), а его таковым наделяет сам человек — в зависимости от культурных, социологических и психологических аспектов своего опыта. Человек, у которого возникают негативные ассоциации по отношению к красному цвету, скорее всего, отнесется к нему настороженно, даже при условии, что вы предложили великолепно продуманный интерьер. Пример положительных ассоциаций с красным цветом: удача, сила, энергия, мощь, спорткар, яркие маки, солнце и т.п. Пример негативных ассоциаций: кровь, война, боль, злость.

Как применить на практике? Если клиент негативно реагирует на предложенный цвет, выясняем ассоциации. Вполне можно обнаружить некие социально продиктованные убеждения, в которые «верят все, и наверно, так и надо делать», поэтому клиент и отказывается. Разумеется, у вас нет задачи исправить психику заказчика. Но зная, что собственные ассоциации с светом у клиента положительные, вы можете рассказать ему о том, как формируются цветовые предпочтения. И что он, возможно, будет лучше себя чувствовать в окружении того, что вызывает у него положительные ассоциации, а не того, что якобы кем-то где-то как-то считается.

Психологический портрет

Второй по популярности ответ — это использование информации о психологическом типе клиента.«Взаимодействие с заказчиком — это сплошная психология. Если дизайнер не будет психологом, он не сможет работать», — считает Маргарита Сивухина.

Действительно, дизайнеру важно составить представление о характере клиента, его образе жизни, привычках и даже странностях, как заметила Алена Рассохина из Arredo Studio. И это отличный подход, я считаю! Лично мне как клиенту всегда важно, чтобы учитывали мои милые странности, и думаю, я не одинока в своем желании.

Для достижения этих целей, признаются дизайнеры, они применяют большое разнообразие методов: от деления на типы по ведущей системе восприятия (аудиал, кинестетик, визуал, дискрет) до цветового личностного теста. Надеюсь, имелся в виду не тест Люшера, потому что он требует дополнительного обучения и даже сертификации для грамотного использования.

Сложно порекомендовать какие-то 5 или даже 10 пунктов, необходимые для составления психологического портрета. Личность и характер человека — это такие огромные вещи, которые невозможно классифицировать по ограниченному числу критериев. Каждый профессионал со временем вырабатывает собственные критерии, которые помогают ему быть эффективным и достигать целей.

Что еще можно использовать?

Конечно, энвайронментальная психология (психология восприятия пространств и пребывания в пространствах) — наука очень новая, и во многом пока что теоретическая. Для того, чтобы она могла стать более прикладной, было бы неплохо ее почаще использовать. Предлагаю как минимум четыре варианта:

  1. Теория поддерживающего дизайна (Роджер С.Ульрих) рекомендует при планировании пространств обращать внимание на то, насколько предлагаемая планировка позволяет человеку: (1) испытывать чувство контроля над окружающей средой, (2) иметь возможность отвлечься, (3) иметь возможность общаться.

  2. Разница в восприятии нюансов тона, контрастов и линий в зависимости от пола. Некоторые интерьеры можно смело определить как созданные мужчинами, а некоторые — женщинами. Используйте эти знания, чтобы сделать помещение более комфортным для того, кто там проживает.

  3. Высота потолков может меняться в зависимости от предназначения помещения и способствовать творческой деятельности или работе, связанной с большим количеством мелких деталей. Для художников и людей искусства можно попробовать предлагать высокие потолки (или иллюзию высоких потолков) — им это будет помогать творить.

  4. Восприятие и воздействие на психику симметричных интерьеров. Подчеркнуто симметричный интерьер, где перекликаются фоны и фигуры, может понравиться клиенту, стремящемуся к стабильности и солидности, а для клиента со склонностью к перфекционизму симметричный проект может быть рискованным, потому что он никогда не будет симметричен на 1000% (опечатки в процентах нет).

Источник: houzz.ru

Комментарии
Комментарии