Почему домашнее обучение — это не так хорошо, как может показаться

Социализация подразумевает в том числе и умение «уживаться» в коллективе, умение сосуществовать не только с теми, кто дарит лишь положительные эмоции.
Почему домашнее обучение — это не так хорошо, как может показаться

Сторонников домашнего обучения становится всё больше. Аргументы апологетов этого альтернативного подхода к образованию обычно такие: в школе масса проблем, школа не в состоянии обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику, школа ломает личность человека, а годы, проведённые в её стенах, можно считать вычеркнутыми из жизни. Михаил Неволин спорит с теми, кто считает, что школа ни на что не годна, и сомневается в эффективности хоумскулинга.

Учитывая мою далеко не примерную школьную юность, никогда бы не подумал, что выскажусь в защиту школьного образования, но всё-таки решился.

Первое, что меня удивило, когда я слушал или читал сторонников идеи обучения детей на дому, — это очень уж резкое отличие в наших воспоминаниях о школе. Когда я читаю про «вычеркнутые из жизни годы», «загубленную юность», «жесточайшие унижения со стороны учителей» и так далее, невольно складывается впечатление, что мы учились не просто в разных школах, но и на разных планетах. Я понимаю, что школы бывают очень разные, но не до такой же степени!

Становится искренне жаль этих взрослых людей, которые вспоминают о своих школьных годах с какой-то неприязнью.

Понятно, что бывало всякое. Понятно, что не все учителя или одноклассники всегда доставляли только положительные эмоции. Но всё же когда читаешь о «бесцельно прожитых годах», это вызывает больше вопросов не к школе и к окружению, а к самому вспоминающему.

Теперь кратко о том, что настораживает меня в домашнем обучении. Прежде всего есть очень много вопросов, связанных с социализацией детей, проходящих обучение на дому. Разумеется, сторонники альтернативного обучения ссылаются на то, что периодически проводят разнообразные групповые занятия, что у ребёнка достаточно широкий круг общения. Однако тут, на мой взгляд, есть одно «но»: эти «круги», как правило, выбирают родители.

Наверное, в этом случае они более спокойны за «правильное окружение» своего ребёнка. Однако социализация подразумевает в том числе и умение «уживаться» в коллективе, умение сосуществовать не только с теми, кто дарит лишь положительные эмоции.

Если ребёнок учится в «тепличных условиях» в шесть лет — это вполне нормально, но вот для подростка…

Кстати, обучение и жизнь в коллективе очень разных людей во многих случаях предпочтительна и в системе высшего образования. Понятно, что сегодня есть разные формы обучения, в том числе заочная.

Но мне неоднократно приходилось общаться с работодателями разных компаний, которые отмечали, что «очники» и особенно те, кто проживал в общежитии, — на их взгляд, выглядят предпочтительнее. Проявляется это в первую очередь именно в лучших навыках работы в коллективе.

Другой большой вопрос для меня — это собственно уровень подготовки тех, кто обучается на дому. Да, я читал много замечательных историй про детей, обучавшихся дома. Родители пишут об отличных показателях по разным предметам, которые продемонстрировали их дети, когда проходили соответствующую аттестацию.

Но я настроен не так оптимистично. Для того чтобы объективно оценить, каков будет уровень подготовки тех, кто обучался в семье, — надо ориентироваться не на отдельные случаи, а на серьёзные статистические данные.

Слишком мало данных для того, чтобы оценивать, насколько эффективно система обучения на дому работает в нашей стране

Время покажет. Опыт же подхода к домашнему обучению в других странах — будь то Германия, Китай, США, Аргентина, — конечно, интересен, но по многим причинам не всегда работает за пределами страны. Кроме того, возникает вопрос, сколько это будет стоить (понятно, что едва ли родители или знакомые на безвозмездной основе будут готовы преподавать все предметы по программе средней школы).

Мог бы привести ещё достаточно много аргументов, но не буду. Тем более тех, кто склоняется к домашней форме обучения, эти аргументы едва ли убедят. Как и меня не очень убедили аргументы оппонентов. Это нормально.

Я не против того, что существовали разные формы получения среднего образования. Всегда были, есть и будут дети, которые по разным причинам физически не могут посещать школу.

При этом, конечно, должен быть единый подход к оценке уровня подготовки, серьёзный контроль со стороны государства за соблюдением прав ребёнка — даже если его родители приняли решение обучать его на дому.

Мне не очень близок их выбор. На мой взгляд, в этом есть некое немного «сектантское» желание отделиться от других — соседей, одноклассников, — окружив себя лишь приятными во всех отношениях единомышленниками.

В заключение скажу, что в отличие от некоторых оппонентов я совсем не считаю, что школа «украла у меня детство». Понятно, что в то время у моих родителей не было права выбора, но если бы он и был — я был бы благодарен за то, что они выбрали обучение в школе. При этом я вовсе не идеализирую нашу систему образования, но всё равно запомнилось больше хорошего, чем плохого.

Комментарии
Комментарии