Психология: как договориться с близкими, если вы работаете дома

Стресс от одновременного наличия детей и работы знаком каждому, кто трудится из дома. Что делать?
Психология: как договориться с близкими, если вы работаете дома

Работать дома — это же такая мечта. Только вообразите: никуда не едешь с утра пораньше, находишься в комфортной обстановке, можешь планировать свой день и быть себе хозяином. К сожалению, так думают только те, кто еще ни дня из дома не работал.

Лично я уверена, что работать дома — это кошмар. И думаю, со мной согласились бы многие, кто пробовал соединить три эти роли: быть родителем, бизнесменом и домохозяином. Конечно, наличие бабушки, няни и домработницы решает часть проблем, но одновременно и добавляет другие — психологические. Разберем главные и расскажем, как с ними справиться.

Три основные проблемы работы из дома:

1. Одно дело в один момент — недостижимая мечта

Постоянная нехватка времени ни на одну из ролей вынуждает вас делать несколько дел одновременно (или пытаться делать).

2. Приходится постоянно отвлекаться от основной задачи

Рабочие звонки перемешиваются с личными, пришел сантехник, потерялась туфелька самой любимой куклы дочки… Близкие, и особенно дети, могут просто не понимать, что «быть дома» еще не означает «быть доступным» для общения. Если у них прямо сейчас есть к вам вопрос, они его задают.

3. Срыв планов — неприятная норма жизни

Когда ты в офисе, окружающие понимают, что в данный момент твои рабочие планы — это приоритет номер один. А когда ты дома, любой человек, будь то взрослый или ребенок, считает, что ты не на работе. А следовательно, доступен. Кроме того, дети имеют свойство внезапно заболевать, домашний персонал — тоже. В итоге планы нарушаются.

Все это, без преувеличения, сводит с ума. Но договориться с домашними можно. Начать следует с поиска няни или детского сада, а также оборудования рабочего места в помещении с закрывающейся дверью (один мой знакомый уходил для этих целей в гараж). И только после этого начинаем работать на уровне психологии.

Главное — определить расписание

Никаких спонтанных «вот будет время, и я сразу же займусь работой» — итогом станет суета и нервотрепка. Если вы сами не выделите время для работы, никто вам его сверху не «даст». Я бы не рекомендовала настраиваться на 4 и более часов работы подряд, как в офисе. Лучше, если вы будете работать по 2-3 часа с последующим небольшим перерывом, во время которого сможете разобраться с некоторыми проблемами, вроде драки между куклами или необходимостью подумать о наступающем времени ужина.

Правило «кровь и огонь»

Определите, что такое чрезвычайное и экстренное событие — когда вас разрешено беспокоить за работой. Классифицируйте события:

важное и неотложное (например, кто-то ударился головой так, что пошла из носа кровь);

важное, но не срочное (кому-то нужно купить новые ботинки);

неважное и несрочное (наконец-то найдена туфелька, какое счастье!).

Я использую для объяснения правило «только кровь и огонь». Помогает картинка на двери с надписью «Стоп, не заходи». Иногда удается договориться, что сам факт закрытой двери говорит о том, что заходить нельзя.

Важно и обратное: с закрытой дверью вы и сами не будете дергаться от каждого звонка или визга из детской. В конце концов, если бы вы действительно ушли в офис, вы бы не отвлекались на эти моменты. Ваша задача — выработать стойкое терпение ко всем посторонним звукам, доносящимся извне через закрытую дверь. Иногда помогают наушники.

Коммуникации и дисциплина — залог успеха

Не забывайте четко проговаривать, что вы ожидаете, чего хотите, а также как именно будете следовать установленным вами же правилам. Не думайте, что все «и так понятно, зачем что-то обсуждать» — это самое часто встречающееся заблуждение. Проговаривать нужно все, даже самые банальные вещи.

Правило тысячи повторов

Повторять ваши правила вслух (особенно детям) придется много раз. Это нормально, и не является поводом для вспышек ярости. Совет: за каждое нарушение оговоренных правил тут же выдавайте дело. Зашел рассказать о внезапно летающих тарелках? Отлично! А теперь твое дело — вымыть посуду. Возможно, стоит заранее спланировать чью-то активность на тот период, пока вы работаете. (Ты сегодня остался дома и не пойдешь на работу? Здорово! Может быть, ты хочешь погулять и заодно принесешь нам пиццу на ужин?).

Гибкость — ваше второе имя

Работа дома требует определенной гибкости. Ваши грандиозные планы провести сегодня 5 ударных встреч по скайпу могут нарушиться в любую секунду. Бывают дни, когда вообще все идет не по плану и не по правилам. Вдохните-выдохните, вспомните про пингвинов (которые улыбаются и машут). Сегодня просто не ваш день. И вообще, вместо подхода «у меня 1000 дел в списке на сегодня, и я должна их сделать по-максимуму» советую использовать подход «у меня 2 реально важных дела на сегодня, но есть и запасной список, откуда можно брать дела, если появится возможность». В таком случае, если реализовать задуманное не удастся, будет не так мучительно неприятно.

Заметьте, я не говорю «перестаньте относиться к работе серьезно». Наоборот, если у вас мотивация «тяп-ляп», с чего вдруг окружающие будут относиться к вашей работе иначе? Они отлично чувствуют, что вы сами в любой момент легко отодвигаете ваши рабочие дела на второй план или даже дальше. Возможно, что серьезность ваших намерений придется даже некоторое время доказывать.

Идите в кафе

Если все совсем плохо, уйдите на пару часов в кафе — по крайней мере там вас не будет отвлекать летающие тарелки и потерянные туфельки.

Источник: houzz.ru

Комментарии
Комментарии