Репетиторы: почему они не повышают успеваемость ребенка

Многие родители видят в репетиторах некий компромисс: это дешевле, чем полностью перевести ребенка на домашнее обучение, но спокойней, чем пустить все на самотек.
Репетиторы: почему они не повышают успеваемость ребенка

Насколько оправдан такой подход, рассказывает психолог, автор методик в области развития памяти и скорочтения у детей, автор бестселлеров «Развитие памяти для детей», «Развитие логики у детей» Шамиль Ахмадуллин.

Основная проблема с выбором репетитора заключается в том, что он и родители оказываются по разные стороны баррикад.

Главное желание родителей — чтобы их ребенок получил максимальное количество навыков и знаний за наименьшее количество времени, а также научился самостоятельно обучаться и выполнять домашние задания.

Цели репетитора — получить как можно больше денег с одного клиента. Отсюда вытекает стремление заниматься с ребенком как можно дольше, у него нет задачи научить школьника качественно делать все самостоятельно.

Обычно наблюдается следующая картина: ребенок начинает заниматься с репетитором, его успеваемость в школе резко возрастает. Родители хвалят себя за прозорливость и предусмотрительность.

И, казалось бы, причин для беспокойства нет. Но обычно, как только учитель перестает ходить, ребенок скатывается к еще более низкому уровню, чем был до начала занятий.

Дело в том, что у школьника фактически атрофируется способность учиться самостоятельно. Репетитор все разжевывает и раскладывает по полочкам. Зачем напрягаться и думать самому, если в любой момент можно получить помощь и подсказку?

И это еще хороший вариант, если репетитор не говорит «Ууууу… Как все запущено» и не взращивает в ребенке комплекс неполноценности.

На что обратить внимание при выборе репетитора

Среди множества предложений тяжело выбрать то, которое действительно будет полезно в вашем случае. На что стоит обратить внимание при найме репетитора:

  • Не ищите обязательно «пожилого и опытного». Возраст вообще не критерий качества. Зачастую репетиторы-студенты добиваются больших успехов: они энергичнее и сильнее мотивированы на результат, а небольшая разница в возрасте с учеником убирает психологические барьеры. Кроме того, эти ребята еще помнят свои школьные годы и могут предположить, что будет понятно ребенку, а что нет.

  • Ставьте конкретную задачу. «Подтянуть по математике» — это вовсе не конкретно. Вы должны четко понимать, для чего вам нужен репетитор — например, для подготовки к ЕГЭ. И обязательно оговорить количество занятий и тот результат, который ребенок получит: писал ЕГЭ на 30 баллов, через два месяца стал писать на 50. Учтите, что опытный репетитор может довольно четко спрогнозировать эффект от своей помощи. Если претендент говорит, что невозможно ничего гарантировать, не работайте с ним.

  • Контролируйте степень сложности. Чтобы встречи были максимально продуктивны, учеба не должна быть легкой. Любое обучение — это процесс развития. Его можно сравнить со спортивной тренировкой: если спортсмен с легкостью поднимает штангу весом 60 кг, то не станет сильнее от подобных упражнений. Поэтому тренер требует от него выполнения задач на грани возможностей. Это и позволяет добиваться успеха. С репетитором то же самое: если ребенок легко выполняет все его задания, то смысла в репетиторе просто нет.

И еще: хороший учитель никогда не руководствуется только школьной программой.

Учите сами: 5 шагов к отличному результату

Если речь идет о школьниках начальных классов или если ваш подросток решил пойти в профессиональном плане по вашим стопам, вы вполне можете сами взять на себя роль репетитора.

Знаний у вас точно хватит, нужно лишь учесть некоторые правила оптимальной передачи их ребенку:

  1. Начинайте с общего. У ребенка должно сложиться общее представление о теме или предмете. Только после этого можно углубляться в детали.

  2. Работайте по алгоритмам. Зачастую школьник попросту не знает, как подступиться к сложному заданию. Например, пересказу параграфа. Есть алгоритмы, которые позволяют это сделать легко и просто: 1. Прочитать вопросы после параграфа. 2. Вспомнить все, что известно по теме, без использования учебника. 3. Засечь 10-15 минут и найти нужную информацию в тексте. 4. Проговорить ответы вслух. 5. Прочитать текст еще раз и дополнить свои знания. Такой алгоритм позволяет работать со сложными текстами в разы быстрее и качественнее.

  3. Связывайте новые знания с уже имеющимися. Человек очень тяжело запоминает новую информацию: гораздо легче она усваивается, если опирается на уже известные факты.

  4. Делегируйте объяснение материала. Я часто даю своим ученикам задание: «Объясни это пятилетнему Ване». Пусть ваш ребенок объяснит изученное вымышленному мальчику — причем простыми словами. Благодаря этому у ученика формируется полное понимание полученной информации.

  5. Делайте перерыв каждые 20 минут. Мозг может усиленно работать всего 20 минут. После этого необходимо сделать перерыв буквально на одну-две минуты — это позволит «зарядить батарейку», при этом ребенок не успеет отвлечься.

Комментарии
Комментарии