Дорога к храму. Первозданная Россия в фотографиях Алексея Харина

В Москве проходит фестиваль «Первозданная Россия», организаторами которого выступают Совет Федерации и Русское географическое общество. На выставке представлены около 500 уникальных фотографий природы.

Среди них работы фотографа Алексея Харина, вызывающие смешанные чувства: на них заброшенные православные храмы, ставшие частью природного ландшафта. «Часто это единственное, что сохранилось от покинутых населённых пунктов, - говорит он о своём проекте «Потерянные деревни». - Мне хотелось показать, что мы потеряли навсегда, а где ещё есть надежда на возрождение».

Крест да рощица...

Дмитрий Писаренко, «АиФ»: - Алексей, вы специально снимаете заброшенные церкви? Или это «побочный продукт» фотосъёмки?

Алексей Харин: - Вообще-то я фотографирую природу. Но снимая её, часто натыкался на такие места, где нет ни людей, ни дорог, ни даже домов (они исчезли, потому что были, как правило, деревянные), а вот храмы стоят. Зачастую одна только церковь и осталась. Или памятный крест на месте бывшей деревни, или рощица, посаженная рядом. Понятно, что раньше тут кипела жизнь. Если вы едете по любой дороге от Москвы, постоянно будете видеть шпили и купола церквей. На Руси это всегда было признаком жилья, а вторым признаком были липы и берёзы - их сажали у церквей и вдоль домов. И если вы видели шпиль или липовую рощу вдали, это означало, что скоро вы будете среди людей. Однако сейчас чем дальше от Москвы, тем чаще вы не найдёте рядом никакого жилья. От поселений остались только липы, церкви и кладбища. Зимой есть лишь следы животных, летом кое-где появляются дачники, где, может, сохранилась пара домов.