Натурщицы на коленках

Какой след оставили в искусстве кошки.
Натурщицы на коленках

Дикие, милые, человечные, самовлюбленные, коварные — как только ни изображали кошек художники. Мало кто в своем творчестве обходился без этих животных, хотя далеко не все их любили. Одни кошки дополняли портреты или групповые композиции, другие сами были главными героями.

Пабло Пикассо, «Кошка, пожирающая птицу», 1939 год

Пикассо недолюбливал породистых кошек, мирно сопящих на кровати, а к безродным и бездомным всегда относился с симпатией. «Мне нравятся одичавшие кошки, которые охотятся за птицами, носятся по улицам как угорелые, тащат все, что ни попадя», — вспоминал слова художника его коллега Брассай. Таких он и изобразил в своем кошачьем диптихе, включающем в себя работы «Кошка, схватившая птицу» и «Кошка, пожирающая птицу».

Сальвадор Дали и Филипп Халсман, Dali Atomicus, 1948 год

Халсману удалось сделать этот снимок с 28 попытки и за шесть часов. Пока фотограф проявлял один кадр и готовился к другому, все остальные ловили и успокаивали недоумевающих домашних питомцев. «Мои ассистенты и я сам промокли насквозь, перепачкались и были близки к полному изнеможению — только кошки выглядели как новенькие», — писал он позже в одной из своих книг. Так авторам хотелось показать невесомость. Причем здесь кошки, казалось бы? А почему бы и нет?

Пьер Огюст Ренуар, «Портрет мадемуазель Жюли Мане с кошкой», 1887 год

Француженка Жюли Мане выросла в семье художников Берты Моризо и Эжена Мане (брата Эдуарда Мане), поэтому с детства привыкла позировать коллегам и друзьям родителей. Среди них был и Ренуар, написавший несколько портретов девочки. Неудивительно, что мадемуазель выглядит несколько утомленной: поиграть бы с куклами, а тут сиди неподвижно несколько часов. Зато кот или даже котенок очень доволен. Ренуар любил этих животных и нередко изображал их в своих картинах. Жюли, между тем, пошла по стопам родителей и тоже внесла немалый вклад в искусство.

Комментарии
Комментарии