Честное искусство

Про уличное искусство в России.
Честное искусство

Руководитель российской стрит-арт группы Zuk Club Сергей Овсейкин — о том, почему российских художников часто приглашают на зарубежные фестивали, чем уличное искусство отличается от музейного и что такое вандализм на самом деле.

В 2015 году в Киеве появилось около двух десятков муралов — масштабных объектов уличного искусства, которые создавали стрит-арт художники из Великобритании, Испании, Португалии, Украины и других стран. О каких-то работах писали только городские онлайн-СМИ, какие-то — вызвали бурные обсуждения в интернете (яркий пример — мурал на бульваре Леси Украинки, выполненный австралийцем Гвидо Ван Хелтеном), но в целом муралы стали актуальной городской темой. О легальности уличного искусства, разнице между отечественными и иностранными заказчиками и гостеприимстве венесуэльских бандитов Bird In Flight поговорил с руководителем стрит-арт группы Zuk Club, более десяти лет расписывающей объекты в России и по всему миру.

Объединение Zuk Club появилось в Москве в 2004 году. До этого момента существовала граффити-команда с аббревиатурой ZUK (Зебра улетела куда?), которая занималась традиционным граффити — написанием и тиражированием своего имени. В 2004 году они начали работать с различными изображениями, использовать нестандартные материалы: трафареты, плакаты, фасадные краски. Их работы можно найти в Украине, России, Венгрии, Австрии, Испании, Марокко, Венесуэле и других странах.

Уличные художники в России

Мы рисовали большие плакаты с зебрами и клеили их по всей Москве. Параллельно искали себя в трафаретах и уже впоследствии перешли на монументальные рисунки, всё больше отходя от аэрозолей с краской. Нам всегда было интересно рисовать. Думаю, это и стало причиной того, что мы так долго существуем.

За время существования участники команды неоднократно менялись. В основном это люди творческие, чаще всего с художественным образованием.

Рост числа уличных художников пошёл на пользу всем. Крупные застройщики быстро сообразили, что стрит-арт — это недорогой, быстрый, а главное — красивый инструмент, привлекающий внимание покупателей. Власть получила шанс превратить дома под снос в объекты современного искусства. Жители городов тоже в выигрыше, ведь стрит-арт создан как раз-таки для самого простого человека, у которого нет специального образования и который не ходит в музеи. Стрит-арт — честный и даёт право на высказывания каждому, не требуя ничего взамен.

Российские художники достаточно самобытные, но у многих из них нет понимания того, чем они занимаются — из-за этого и возникают проблемы в развитии.

В России есть десяток состоявшихся уличных художников, которые активно занимаются творчеством. При этом в основном их работы отличаются от зарубежных по стилю, в связи с чем российские художники — частые гости на зарубежных фестивалях и выставках.

Темы и клиенты

Мы уделяем большое внимание стране, месту, форме и фактуре объекта, с которым предстоит работать. От этого работа становится более сложной, органично вписанной в среду.

Мы стараемся не реализовывать идеи из загашников, этим уличное искусство и отличается от музейного. Нам необходимо работать с местом. Вдохновением служат другие авторы, мотивирующие к активной работе. Что-то находим в книгах великих. Одни из любимых: Брейгель, Магритт, Эшер. Помимо этого мы вдохновляемся путешествиями. Команда дала нам возможность побывать почти во всех странах Европы, зимой мы обычно в Азии, а в этом году будем продолжать изучение Латинской Америки.

Есть заказчики с плохой репутацией, и работа с ними для нас интересна исключительно с коммерческой точки зрения. Я говорю об алкогольных, табачных брендах, различных телевизионных проектах. В этих случаях мы выступаем в качестве ремесленников и стараемся не подписываться командным именем, ведь творчество не предполагает коммерции, его нельзя подкупить.

Последнее время всё чаще заказывают продукт под названием Zuk club. Это когда клиент смотрит наши работы и говорит, что хочет нечто подобное. Для нас это любимый, понимающий клиент.Основное отличие в работе с российскими и иностранными заказчиками — это качество материалов. В России люди экономят на качестве, за границей делают на века. Это связано с коррумпированной системой, монополиями. Компания, предлагающая дешёвый и качественный продукт, всё равно не получит госзаказ, потому что в системе все уже дали друг другу взятку, а новички никому не нужны.

Мы для себя выбрали позицию работать в России по самому высокому ценнику и на заработанные средства создавать искусство там, где посчитаем нужным. Чаще всего это за пределами страны.

Комментарии
Комментарии