10 самых провальных рекламных кампаний в истории маркетинга

Даже серьезные корпорации порой наступают на грабли, которые опытные копирайтеры должны были бы предвидеть.
10 самых провальных рекламных кампаний в истории маркетинга

Обидно, когда конкуренты снимают антирекламу про ваши товары. Вдвойне обиднее, когда вы сами тратите значительные средства на рекламу, из-за которой над вами будет смеяться весь мир.

Рейтинг ужасающе неудачных рекламных кампаний, который мы приводим ниже, показывает, что даже серьезные корпорации порой наступают на грабли, которых опытные копирайтеры должны были бы предвидеть. В конце каждого пункта мы приводим «мораль»: какой именно ошибки нужно опасаться, чтобы не попасть впросак.

1. Nike, Write the Future

Рекламный ролик, который был заказан компанией для Чемпионата мира по футболу 2010 года, проходившего в ЮАР, был сделан талантливо и ярко. Кроме того, в нем снялись мировые звезды этого вида спорта — Вейн Руни, Криштиану Роналду, Дидье Дрогба… Да и зрителям он сперва глянулся — но чем больше дней проходило с начала чемпионата, тем больше насмешек вызывал ролик. Как ни странно, в случившемся — вина не только авторов рекламы, но и ее главных героев. Сюжет строился вокруг «эффекта бабочки»: смелый поступок каждого героя-футболиста кардинально менял результат игры. Беда лишь в том, что футболисты, которые были изображены в ролике героями, в реальных матчах, как назло, показывали себя не с лучшей стороны — на поле вели себя пассивно, голов забивали мало. Один из них, полузащитник бразильской сборной Рональдиньо, и вовсе не поехал на чемпионат. Окончательно испортило реакцию на ролик то обстоятельство, что команды тех стран, которые в ролике были показаны проигравшими (Испания и Нидерланды), в действительности заняли первое и второе места.

Мораль: Фантазия — дело хорошее, но лучше, если авторы рекламы не берутся предсказывать события.

2. Sony PSP, Black vs. White

Неполиткорректная кампания умудрилась вызвать недовольство сразу двух рас. Технологическая корпорация решила поменять цвет своей знаменитой игровой приставки Sony PSP. Оригинальным цветом приставки был черный, но дизайнеры фирмы решили, что требуется выпустить модель еще и в белом цвете. Креативные рекламщики не придумали ничего лучше, чем изобразить конкуренцию между двумя цветовыми вариациями в виде серии поединков представителей европеоидной и негроидной рас. Возможно, это и выглядело порой вдохновляюще — например, скрытый эротизм присутствовал на плакате, где блондинка не слишком нежно хватает за подбородок афроамериканца. Но потребитель идею не оценил. Злые языки поговаривали, что идея рекламы родилась в головном офисе компании, в Японии, где процент белых и черных ничтожен, и их тонкие чувства жителю Страны восходящего солнца глубоко непонятны.

Мораль: расовые и национальные различия — плохой источник для вдохновения.

3. McDonald’s, I’d Hit It!

Подростки — один из основных сегментов целевой аудитории американского McDonald’s. Неудивительно, что в своей рекламе компания пытается говорить на их языке. Взяв в качестве слогана популярное выражение из подросткового сленга «I’d Hit It!» со значением, близким к «я это заценил», рекламщики думали, что затронули нужную струну в сердце тинейджеров. Однако на подростковом сленге эта фраза имеет еще одно значение, и очень неприличное, которое обычно применяется в речи по отношению к симпатичной девушке — нечто вроде русского «я бы вдул». Когда представители компании задумались над этими языковыми тонкостями, было уже поздно — плакат украшал забегаловки, и юные посетители безбожно смеялись над ним.

Мораль: внимательно изучайте лексикон целевой аудитории.

4. Burger King, Whopper Virgins

Грозный конкурент McDonald’s — сеть ресторанов быстрого питания Burger King — решила доказать превосходство своих вопперов над гамбургерами заклятого врага и отправила съемочную бригаду искать в самых отдаленных уголках мира людей, которые никогда не пробовали ни того, ни другого изделия. На вопрос, какой продукт вкуснее, эти невинные люди, конечно же, отвечали: воппер. Креативные авторы рекламной кампании назвали ее «вопперные девственники», скрыв в названии намек на утрату при помощи воппера первозданной чистоты. Оригинальное словосочетание вызвало громкий и непристойный хохот потребителей. Странно, не правда ли?

Мораль: Не используйте неоправданные сексуальные коннотации.

5. Groupon, Tibet

Забавный 30-секундный ролик, который демонстрировался во время Чемпионата мира по боулингу, обошелся компании в миллионы долларов. Сюжет начинался с закадрового рассказа про трудную историю Тибета, но в середине ролика выяснялось, что ведет рассказ посетитель тибетского кафе, которому прислуживает официант в национальном костюме. Дальше рассказчик и вовсе переключался на услуги, предоставляемые компанией Groupon, и становилось ясно, что Тибет тут совершенно ни при чем — так, к слову пришелся. Ролик вызвал недоуменную реакцию мировой общественности — проблема Тибета считается одной из самых острых в мире, и упоминание о ней в столь легкомысленном контексте показалось возмутительным.

Мораль: не превращайте серьезные общественные проблемы в повод для рассказа о своих услугах.

6. Spirit Airlines, Beach Oil

Американская авиакомпания-лоукостер в 2010 году решила пошутить — представляя новое масло для загара, выпустила рекламный плакат, на котором счастливая девушка в бикини стоит на фоне прекрасного пляжа с пальмами. Сюжет универсальный, но главная изюминка плаката скрывалась в подписи: «Проверьте, не протекает ли масло на наши пляжи?» По-английски «масло» и «нефть» переводятся одним словом — oil, и компания явно намекала на огромное нефтяное пятно, образовавшееся в Мексиканском заливе в результате аварии на платформе, управляемой British Petroleum. Сарказм не был оценен общественностью: граждане страны сочли, что в экологических катастрофах такого масштаба не может быть ничего смешного.

Мораль: нельзя смеяться над чужим горем.

7. Cadbury, Kashmir

Британский производитель шоколадных конфет решил проложить прямой путь к сердцам индийцев и запустил на родине Махатмы Ганди масштабную кампанию «Слишком хороши, чтобы делиться ими». Речь шла о конфетах — и не только о них: на рекламном плакате была изображена карта штатов Джамму и Кашмир. Дело в том, что эти штаты являются спорными территориями — свои права на них давно предъявляет соседний Пакистан. Однако показное сочувствие национальным чувствам индийцев не вызвало у последних понимания: кампания, запущенная в День независимости страны, тут же подверглась яростной критике. Проблема спорных штатов в Индии и Пакистане воспринимается очень остро, и никаких шуток на эту тему оба народа не приемлют.

Мораль: учите историю.

8. KFC Australia, Test Match

Ролики сети ресторанов быстрого питания были предназначены для Австралии и только для нее. Сюжет строился вокруг турнира по крикету между командой Австралии и West Indies — сборной стран Карибского бассейна. На экране молодой белый австралиец сидит в толпе веселящихся и грохочущих фанатов West Indies, которые все как на подбор черные. Чтобы унять болельщиков, стучащих в барабаны и нестройно поющих воодушевляющие песни, австралиец начинает делиться с ними окорочками и крылышками жареного цыпленка. Использование расовых стереотипов могло бы остаться незамеченным, ведь в Австралии афроамериканцы такая же экзотика, как и в России — но мы живем в эпоху глобализации, и благодаря YouTube ролик увидели жители стран Карибского бассейна, а также граждане США. Возмущению их не было предела.

Мораль: смотри пункт 2.

9. Antonio Federici Ice Cream, Pregnant Nun

Скандальность может принести рекламе мгновенную известность, и именно на это часто рассчитывают авторы роликов и билбордов. Однако скандал может похоронить рекламу так же быстро, как и сделать ее известной. В этом убедился британский производитель Antonio Federici Ice Cream. Накануне визита в Великобританию папы римского, который имел место в 2010 году, компания выпустила плакат с беременной монахиней, лакомящейся мороженым, и слоганом: «Непорочное зачатие. Наша религия — мороженое». Англия — некатолическая страна, однако даже членов англиканской церкви оскорбил такой намек на одну из важных догм христианства. Кампания даже подверглась официальному запрету по решению комитета, следящего за рекламой.

Мораль: религия — плохая тема для рекламы.

10. Vodafone, Egypt

В ходе «арабской весны» телекоммуникации сыграли критически важную роль, поскольку массовые протесты были организованы с помощью мобильной связи и интернета. Американский телекоммуникационный гигант Vodafone решил обыграть этот факт в своей рекламном ролике «Наша сила», где простые египтяне рассказывают о том, как они боролись за народовластие в родной стране. Однако сразу после выхода ролика пользователи припомнили, что компания фактически пошла на сотрудничество с режимом Мубарака, согласившись на пике протеста отключить связь. Реклама вызвала гнев египтян вместо ожидаемой радости.

Источник: Adindex

Комментарии
Комментарии