«Дорогой, а без спроса не снимай»

Любимые фотографии Игоря Мухина.
«Дорогой, а без спроса не снимай»

Игорь Мухин - фотограф, преподаватель Московской школы фотографии и мультимедиа им. Родченко. Работы находятся в коллекциях The Museum of Modern Art, Государственной Третьяковской галереи, Московского Дома фотографии, Fonds national d’Art contemporain, The Corcoran Gallery of Art и др. Более 50 персональных выставок в России и за рубежом. Около двух десятков авторских изданий.

Отношение автора к собственным работам постоянно меняется. Влияет его художественная стратегия, подбор работ в музейных собраниях, график коллективных выставок, публикации в арт-прессе и сетевая цитируемость. Любимыми становятся новейшие снимки, но со временем и они могут сдуться, как мыльные пузыри. Старые работы, вызывающие сомнение, стоит ли их сканировать для авторской монографии, выложенные кем-то в интернет за несколько часов, собирают рекордные тысячи лайков.

Для этой публикации я выбираю фотографии, с которыми сталкивался и с которыми работал в последнее время.

Земфира. Москва, 2000 год

У меня был сон: снимал Земфиру ночью под дождём на Тверской у ночного клуба, где в советское время был магазин «Океан». Запомнились капельки дождя на её лице и стёклах машин по соседству. Через год позвонили из «Афиши» и предложили сделать портрет в преддверии концерта Земфиры в Москве. Конечно, я согласился! Приехал на встречу в кафе парка Горького, где была тусовка. Я тихонечко ждал, люди приходили и уходили. В какой-то момент вспомнили, что здесь фотограф. Так я получил то, что хотел получить, — портрет в режимное время.

Работа была представлена в книге «Калькуляция». Увы, из-за кризиса она существует сегодня только в виде макета и нескольких пробных экземпляров.

Мамонов и Алексей, Москва, 1990 год

В 1985 году произошло моё знакомство с творчеством Петра Мамонова: сначала на квартирниках, позже на концертах в Курчатнике и Горбушке. Появилось огромное желание сделать его портрет. В 1989 году он пустил к себе домой. В голове крутился образ городского сумасшедшего, гуляющего по городу, который Пётр Николаевич удачно разыгрывал со сцены в составе группы «Звуки Му». Но Мамонов строго сказал: «Снимай как есть, ничего разыгрывать не буду». Съёмка состоялась, были даже публикации, но не получилось того, что я задумывал. Было довольно обидно, но меня запомнили.

Личный эксперимент: выход из изолированной белой комнаты-студии в надежде поймать фоновую тяжесть звуков огромного города

В 1990 году, когда «Звуки Му» распались и появился проект «Мамонов и Алексей», мне предложили сделать новую городскую съёмку с элементами безумия. Для Петра Николаевича это был личный эксперимент: выход из изолированной белой комнаты-студии в надежде поймать фоновую тяжесть звуков огромного города. Так осуществилась съёмка, которую я задумал за три-четыре года до этого. Фотографии пригодились при оформлении компакт-диска и пластинок.

Работа с выставки «Панк-Фракция 1», галерея «Триумф». Москва, 2014 год. 30х40, авторская серебряная ручная печать.

Севастополь, 26 июля 2015 года

Я перед съёмкой всегда сконцентрирован на том, чтобы воссоздать образ, который у меня уже сложился в привязке к конкретному месту или событию. После семи-восьми часов съёмки парада в День Военно-Морского Флота я уже было возвращался в гостиницу, отчаявшись снять задуманный кадр, как на светофоре увидел группу матросов Черноморского флота. Наконец-то я нашёл тех персонажей, за которыми и приехал. Картинку удалось снять буквально в три дубля. Усталые, в жару, они тоже обрадовались интересу, и мой драйв, возможно, взбодрил их.

Работа в Крыму для выставки «Своя Земля / Чужая Территория/ Our Land / Alien Territory», Манеж, осень 2015. 30х40, авторская серебряная ручная печать.

Музыкальное училище, Ижевск, 2015 год

Город известен оружейным производством, заводами по производству автоматов Калашникова. Я задумался: есть ли в нём какая-то культура? Оказалось, что в двух университетах существуют кафедры живописи, дизайна и скульптуры, есть и музыкальное училище. Было интересно посмотреть на молодые таланты. А этого парня я чуть позже встретил на первомайской демонстрации в составе оркестра.

Съёмка для выставки «Надежда» в рамках специального проекта 6-й Московской биеннале современного искусства.

«Стратегия 31», Москва, 2010 год

Я давно определил для себя около 70 тем, над которыми несколько десятилетий продолжал работу в рамках проекта «Москва». Одна из тем — протестное движение.

«Стратегия 31» — серия гражданских акций протеста в защиту права на собрания, 31 числа каждого месяца проводившихся у дома №31 на Триумфальной площади .

Сегодня это уже историческая фотография. Триумфальную площадь власти сначала закрыли на бессрочный ремонт, лишив активистов площадки для выступления, а после на том месте поставили качели.

Из книги «Resistance. Lost in Translation». Москва, 2015 год. 50 экз., 20х24 см, 225 иллюстраций.

Фотография из книги «МОСКВА_2. La Bohème»

Проект La Bohème о молодых московских художниках я решил делать в цвете. Художники, музыканты используют новые технологии, новые краски, новые лампы в клубах и на концертных площадках. Чёрно-белая плёнка, увы, всего этого не передаёт. Поэтому в качестве инструмента была выбрана цифровая техника.

Для летней выставки в петербургской галерее «ЛЮДА» я подготовил фотоработы, полностью совпадающие с дизайном книги, где несколько файлов объединены в одно произведение.

Фестиваль «Нашествие». Тверская область, 2013 год

«Уик-энд.

Для меня эта история про городских, оторвавшихся от своих мониторов.

Лето.

Люди, задыхающиеся в жарком асфальте.

Одни стремятся вырваться из города, по старой традиции, на дачи,

если у них есть эти дачи.

Другие получают удовольствие от:

драйва рок-н-ролла,

катания ночью на мотоциклах,

пароходах,

танцев под дождём,

купания,

шашлыков,

занятия спортом,

прикосновений,

техно-вечеринок,

от встречи рассвета,

общения,

пьянства,

обнажения

и, возможно,

побега от одиночества»

— из авторского вступления к книге «Weekend».

Фотография из книги «Weekend». Москва, 2015 год.

«Спартак» — «Динамо». Железноводск, 1992 год

Фрагмент большой работы «Исследование советского монументального искусства», которую я делал в 80–90-х годах. Я выбрал это фото в контексте трёх выставок с работами из этого проекта, которые проходят до конца марта 2016 года в «Рабочем и колхознице» на ВДНХ, в «Ельцин-центре» Екатеринбурга и на Фотобиеннале в московском Манеже.

Андрей Макаревич. Рейс Москва — Екатеринбург, 25 ноября 2015 года

Это было необычное однодневное путешествие на вернисаж выставки «90-е» в екатеринбургский «Ельцин-центр». Думал, что в самолёте встречу художников — участников экспозиции, но борт оказался непростым, литерным, со множеством журналистов, экс-министров, советников, депутатов и чиновников из 90-х.

Вспомнилось ласковое предупреждение Макара «Дорогой, а без спроса не снимай»По волшебству оказался в салоне рядом с Андреем Макаревичем и Ксенией Собчак. Не удержался и сфотографировал музыканта, под ритмы которого прошла моя юность. Уже позже в Москве вспомнилось ласковое предупреждение Макара «Дорогой, а без спроса не снимай», высказанное за кулисами году в 1983-м. Я ровно три десятилетия и не снимал.

Виктор Цой. Вильнюс, 1987 год

Кадр с Виктором Цоем я выбрал как визитку моей новой книги, которую сейчас делаю с дизайнером Юрой Кузнецовым. Условное название проекта — «Я видел рок-н-ролл». В книгу войдут самые важные фотографии музыкантов той эпохи: Виктора Цоя, БГ, Майка, Петра Мамонова, Юрия Шевчука, Вячеслава Бутусова, Анатолия Крупнова и многих других с уличными сценами, которые сегодня называют стрит-фотографией. Деньги на издание планирую собирать краудфандингом на Planeta.ru. Концептуальное решение для книги — это дневник фотографа с выделением самых важных моих фоторабот 1985–1991 годов.

Источник: Birdinflight

Комментарии
Комментарии