Инновация

Что нужно знать о первой и единственной государственной премии в области современного искусства России, и тех, кто в этом году может ее получить.
Инновация

Первая и единственная государственная премия в области современного искусства России — звучит, безусловно, гордо. Но за это гордое звание «Инновации» часто приходилось платить немалую цену. Начавшись в золотые для современной культуры времена, в последующем премия была окружена скандалами, компромиссами, пристальным вниманием со стороны арт-сообщества и, наоборот, крестоносцев-морализаторов. «Инновация» стала вообще первой премией в области современного искусства в этой стране. Вслед за ней появились «Премия Кандинского», премия The Art Newspaper Russia и даже некоммерческая, но горячо любимая художниками премия-междусобойчик «Соратник». «Инновация» также заложила традицию роскошных церемоний с режиссерами, художниками, оперными ариями, современной музыкой, огромным количеством видео и остроумными шутками, понятными, правда, лишь собравшимся на церемонии гостям. В премии с самого начала было семь номинаций: «Произведение визуального искусства» (главная и самая ожидаемая номинация), «Кураторский проект», «Теория, критика, искусствознание», «Региональный проект современного искусства» и «Новая генерация», «За творческий вклад в развитие современного искусства» и «За поддержку современного искусства России». Первые пять номинаций определялись на конкурсной основе: сначала экспертный совет собирал лонг-лист из многочисленных заявок, затем жюри выбирало победителя из лонг-листа путем голосования. Премии «За творческий вклад…» и «За поддержку…» вручались самым заслуженным на внеконкурсной основе. В этом году количество номинаций на одну меньше.

«ПРОИЗВЕДЕНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Именно эта номинация в конкурсе 2016 года отсутствует. Самая громкая и ожидаемая, она всегда была связана с наибольшей интригой и, как результат, скандалами. Наиболее запоминающимся призером стала группа «Война» в 2011 году за всем без исключения известную работу «Х.Й в плену у ФСБ». Скандал, митинги, ругань среди жюри, боязнь вручать саму премию, которую спонсирует Министерство культуры. Было жарко, но в итоге обошлось — вручили. В этом году подобная ситуация имела шанс повториться, но в какой-то момент что-то пошло не так. Экспертный совет не пришел к взаимному согласию по поводу выдвижения в лонг-лист работы Петра Павленского «Угроза» (фото горящей двери на входе в здание ФСБ). В результате было решено «так не доставайся же ты никому!», и номинацию полностью сняли.

«КУРАТОРСКИЙ ПРОЕКТ»

КП МЕТАГЕОГРАФИЯ

В этом году здесь действительно неожиданный шорт-лист. Во-первых, дали дорогу молодым. «Центр Красный» — низовая инициатива (наверное, самая интересная в этом году) художников, студентов арт-школы «База», снявших небольшую комнату на «Красном Октябре» и выставляющих там своих друзей и знакомых. «Восток. Деконструкция» — проект, которому повезло с местом проведения. Он был сделан в павильоне номер 13 на ВДНХ (теперь это Государственный музей Востока). О чем проект, сказать сложно: молодые девушки-художницы под кураторством Анны Журбы задумывались о формальных, человеческих и каких-то иных связях между Востоком и Западом. Обычная студенческая выставка в очень красивом месте. Проект «Метагеография» в ГТГ на Крымском Валу — очень музейный и амбициозный. Создан штатными кураторами ГТГ совместно с галереей «Триумф». «Павильон Кавказа» стал остроумным и бесшабашным комментарием одного художника и одного куратора, изо всех сил пожелавших остаться инкогнито, на культурную ситуацию в соответствующем регионе, да и на тему Московской биеннале «Как жить вместе?..» Проект близкого родственника сокуратора «Павильона Кавказа», «нашего всего» Виктора Мизиано, «Избирательное сродство» — это часть большого культурного исследования о чем угодно, кроме человека.

«РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»

Эта номинация призвана показать, что современное искусство существует за пределами не только ТТК, но и МКАДа. Редко, но, надо признать, так бывает. Еще реже бывает хорошо. В этом году правда было. Здесь и проект нижегородского ГЦСИ «Музей великих надежд» с невыносимо красивой экспозицией в отремонтированном Арсенале, и Третья Уральская биеннале, занявшая целое здание огромной гостиницы, и еще множество площадок в Екатеринбурге, и проект самой молодой, но при этом самой известной в мире российской резиденции «Заря» во Владивостоке. Еще два номинанта — это очень умный, но совершенно не зрелищный проект-исследование в Дивногорье и очень уже привычный всем, но очень протокольный и буквальный питерский проект «Современное искусство в традиционном музее», где название говорит само за себя. Будучи в жюри, я бы разделил премию между «Зарей» и Уральской биеннале.

«НОВАЯ ГЕНЕРАЦИЯ»

Не менее ожидаемая номинация, чем «Произведение визуального искусства», но только для молодежи. Иногда тут бывают довольно неожиданные лауреаты, как, например, питерская группа «Мыло» в 2009 году, распавшаяся после получения премии и не особо известная до. В этом году здесь соревнуются три видеохудожника: Полина Канис, Евгений Гранильщиков и Аслан Гайсумов и один живописец Леонид Цхэ. Один из видеохудожников, Гранильщиков, неожиданно представлен инсталляцией из коллажей и фото, по сути мало чем отличающейся от его почти годаровских, высокоинтеллектуальных и совершенно невыносимых для просмотра от начала до конца артхаусных фильмов. У Полины Канис сложный, вдумчивый, медиативный и эстетически безупречный видеоперформанс «Бассейн». Аслан Гайсумов сделал политизированный ре-перформанс о том, как они всей большой семьей уезжали в одной маленькой машине из зоны боевых действий, и очень самобытный живописный проект Леонида Цхэ, который становится одним из наиболее прогрессивных молодых художников, орудующих красками, в России.

«ТЕОРИЯ, КРИТИКА, ИСКУССТВОЗНАНИЕ»

Наиболее научная, разумеется, номинация премии. В этом году Виктор Мизиано номинирован и здесь за свою книгу «Невозможное сообщество», написанную как часть проекта, выставка которого была несколько лет назад в ММСИ. Остальные номинанты — мэтры современной культуры Ольга Шишко с фундаментальным исследованием «Проекции авангарда», питерский художественный критик Глеб Ершов с монографией о Павле Филонове, а также художник Шабуров, издавший сборник текстов, воспоминаний и документов о знаменитом екатеринбуржском художнике и по совместительству городском сумасшедшем Б. У. Кашкине. И совершенно неожиданно с ними соревнуется модный- молодежный и очень прогрессивный блог шестой московской биеннале.

«ЗА ТВОРЧЕСКИЙ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В РОССИИ»

Борис Орлов

Эту премию получит художник, один из сооснователей соц-арта, интереснейший скульптор и, по сути, предтеча Дениса Симачева Борис Орлов. Его наплывающие на скульптуры орнаменты из хохломы, композиции из несуществующих орденов, самолеты, напоминающие античную вазопись, — все это то, что наши потомки будут видеть если не в букварях, то в учебниках истории.

«ЗА ПОДДЕРЖКУ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА РОССИИ»

Леонид Михельсон

Эту премию вручат Леониду Михельсону. В этом году это имя звучит довольно часто и громко. Это он основал фонд «Виктория — искусство быть современным». Это он финансировал лучшие выставки российского современного искусства за границей, включая выставки в рамках венецианских биеннале. Это он обладает одной из самых значительных коллекций мирового современного искусства в России. И еще одно. Это он сейчас строит главный музей современного искусства в нашей стране на месте гидроэлектростанции на «Красном Октябре». Архитектор этого нового музея — итальянец Ренцо Пиано. Тот самый, что построил Центр Помпиду.

Источник: interviewrussia

Комментарии
Комментарии