Шедевры национального костюма

Несмотря на общую культурную и этническую основу, русский национальный костюм сильно отличался в зависимости от региона, в котором его носили.
Шедевры национального костюма

Изначально обычный предмет быта, сейчас же — часть национального достояния, вид искусства. У русской народной одежды длинная история, ей не менее 1000 лет. Несмотря на общую культурную и этническую основу, русский национальный костюм сильно отличался в зависимости от региона, в котором его носили. В каждом районе преобладали свои особенности, нашивки, длина, комплект. Одежда даже соседних областей могла кардинально различаться.

Невзирая на такое «областное» различие, в русском гардеробе есть ряд сходств. Вся одежда имела четкое разделение на праздничную и повседневную, на ту, что полагалась замужним и женатым, и ту, что носили свободные девушки и парни.

Основа национального русского наряда — рубаха. Как и вся остальная одежда, она делилась на повседневную и праздничную, были рубахи для обычного выхода на улицу и для работы, для свадьбы и для похорон. Рубахи носили все: и мужчины, и женщины, с рождения и до самой смерти.

На севере и востоке России девушки на рубаху надевали сарафан, а на юге и западе — понёвы, своеобразные запашные юбки. Кстати, понёвы гораздо древнее сарафанов и именно они являются исконно русским женским одеянием. На юге еще с древнейших времен сохранился обряд, в котором созревшую девушку одевают в понёву, так она дает всем понять, что может быть просватанной. На сарафаны, понёвы, рубахи женщины надевали душегрейку – что-то вроде распашного пиджака-куртки или жилета без рукавов. В таком наряде девушки становились объемными и широкими. И именно это больше всего ценилось. Чем больше и дороднее выглядела крестьянка, тем здоровее она считалась.

Головных уборов было большое количество: помимо всем известного кокошника были кички, повойники, сороки, убрусы, шапочки. Молодым девушкам полагалось оставлять волосы открытыми, часто они украшали косы пушками, белыми шариками из гусиного пуха, замужним матронам полагалось закрывать голову полностью, отсюда такое «головное» разнообразие. Ближе к XX веку большое количество сложных уборов заменилось фабричными повойниками, а затем и платками.

У мужчин все гораздо проще. И богатый, и бедный одет в цветастую рубаху-косоворотку (рубаху с вырезом сбоку) и портки, зауженные книзу штаны. Рубаха на талии опоясывалась расшитым пояском — гашником. А дополняет портрет русского щеголя войлочный колпак.

Национальная обувь не ограничивалась лаптями, (хотя и они были разнообразными: пятерики, шестерики, семерики). Плели чуни (веревочные лапти), кожаные поршни и чёботы (короткие полусапожки), кто побогаче носил сапоги, зимой — валенки.

Все предметы русской одежды ярких цветов: синего, зеленого, желтого, белого. Но излюбленным всегда оставался кумачово-красный. Красной нитью вышивали и вплетали узоры: свастики, солярные символы, животных, беременных женщин — которые в славянской культуре имели чрезвычайное значение. Эта вышивка была обереговой и несла в себе определенную информацию. Так, по красной вязи на оплечье рубахи можно было определить, из какого рода носящий её человек, а по тканному узору гашника узнать, какой языческий бог покровительствует хозяину пояса. Все это, разумеется, пришло еще с дохристианских времен, но, передаваясь из поколения в поколение, сохранилось и не вытеснилось христианством.

Народная одежда не менялась столетиями, ведь и самого понятия моды как такового не было. Кардинальные перемены в русском костюме произошли только после указа Петра в XVIII веке, когда за ношение национальной одежды взимался штраф. Если раньше русский наряд был повсеместным (конечно, он отличался в разных сословиях), то с реформ Петра сарафаны, рубахи-вышиванки и лапти остались только в сундуках крестьян.

Источник: www.moya-planeta.ru

Комментарии
Комментарии