Подготовка к небу

Как проходят тренировки будущих бортпроводников.
Подготовка к небу

ОТ РЕДАКЦИИ. Работа бортпроводниц и опасна, и трудна — с этим мало кто может поспорить. Как минимум, хрупкие девушки должны уметь за минуту решать конфликты, успокаивать пассажиров даже в самых экстремальных ситуациях, моментально тушить пожары и при этом всегда выглядеть, как будто только что с курорта. Фотограф МАРИНА ЛЫСЦЕВА выяснила, как и где стюардесс учат быть супер-леди.

Когда около входа в самолёт видишь очаровательных стюардесс, которые приветствуют пассажиров милой улыбкой, думаешь, что самое сложное в этой профессии — прекрасно выглядеть даже после длительного перелёта. И, конечно, важно умение подобрать цвет туфель на небольшом каблуке в тон обивке кресел, потому что сумочки в фирменной одежде нет.

Безусловно, пассажир составляет своё мнение об авиакомпании по тому, как выглядят хозяйки воздушных судов и насколько любезно они предлагают выбрать между курицей и рыбой. Но их профпригодность определяется, прежде всего, способностью обеспечить безопасность на борту даже в экстремальных условиях. И в официальных документах романтичного слова «стюардесса» не встретишь — только сухое и функциональное «бортпроводник».

На днях мы побывали в Департаменте подготовки авиационного персонала «Аэрофлота» и посмотрели, как готовят настоящих авиационных спецназовцев бортпроводников, которые не только умеют летать, но и не тонут в воде, и не горят в огне.

18-й Учебно-тренировочный отряд (УТО) был образован в 1965 году, а в 1981-м его переименовали в ЦПАП — Центр подготовки авиационного персонала, сейчас первая буква сменилась на «Д» — департамент.Новый учебный центр стал базой подготовки кадров для быстроразвивающихся международных воздушных линий.Общая площадь — 5525 кв. м. Более 15 000 обучающихся ежегодно.

У каждой авиакомпании есть ряд своих требований к потенциальным стюардессам, общие правила, конечно, тоже существуют. Претендентка должна обязательно обладать приятной внешностью, «космическим» здоровьем и хорошей речью без дефектов. Рост в среднем — от 160-ти до 175 см, а возраст — от 18-ти до 29 лет, а в целом работают бортпроводницами где-то до 45-ти.

Основная задача ДПАП: качественная подготовка летных экипажей ВС и инженерно-технического персонала, специалистов наземных служб в соответствии с требованиями документов федеральных органов гражданской авиации РФ, ПАО «Аэрофлот», стандартов IOSA и повышение уровня безопасности полетов.

Сегодня ДПАП это: 36 учебных классов, оборудованных действующими стендами, авиационными приборами и агрегатами, современной аудио- и видеоаппаратурой, компьютерами; 6 полнопилотажных тренажеров; профессиональные преподаватели и инструктора, имеющие сертификаты Государственной службы гражданской авиации РФ, а также лицензии европейских и американских авиационных властей — более 20 000 учащихся ежегодно, более 7000 тренировок экипажей ежегодно.

Все тренажеры заняты почти круглосуточно — 22 часа идет обучение и тренировки, 2 часа уходит на техобслуживание.

В будущем нам обещали показать, как тренируются на полнопилотажных тренажерах пилоты, в том числе и на новейшем МС-21.

Сначала мы отправились на тренажёр тушения реального огня Cabin Сrew Fire Trainer, где уже собралась первая группа будущих бортпроводников.

Надев защитный плащ, перчатки и маску, учащийся заходит в специальное помещение, где сдаёт тест на тушение пожара. Первым делом нужно правильно двумя руками снять со стены огнетушитель, а с него — пломбу.

Далее на примере горящего нижнего отсека на кухне: двумя руками одной рукой держа огнетушитель, сначала нужно совсем слегка приоткрыть другой рукой дверцу, чтобы огонь не вырвался наружу из-за доступа кислорода, просунуть туда штуцер и начать тушить.

Так тушить как на фото — нельзя, это ошибка, но на ошибках учатся.

На тренажёре несколько видов пожара, в том числе горизонтальный и вертикальный (когда горит стена). Оператор включает поочередно то пожар в духовом шкафу, то на багажной полке, то под креслом.Когда, например, загорается духовой шкаф, в первую очередь нужно вырубить электропитание, и только после этого приступать к тушению. Забыл про питание — незачет.

Вот так происходит тушение огня под пассажирским сиденьем: нужно присесть, чтобы быть на одном уровне с очагом возгорания, и только тогда тушить.

Если же пожар возник на багажной полке, нужно, как и в случае с кухонным шкафом, чуть-чуть приоткрыть крышку, чтобы ограничить доступ кислорода и чтобы влезало сопло огнетушителя. При необходимости повторить.

Эти огнетушители — учебные, на самолете используются другие — хладоновые.

Стюардесса не обязана уметь управлять воздушным судном, но, бесспорно, это очень неплохой бонус к профессиональным навыкам. Так, в 2008 году бортпроводница рейса компании Air Canada, имевшая специальную лицензию, посадила самолёт вместо второго пилота, у которого произошёл нервный срыв.

После того, как все очаги возгорания потушены, перемещаемся в основной корпус ДПАП, где находятся учебные классы, тренажёры дверей и единственный в мире подвижный тренажер для подготовки экипажей на базе Ил-96 (на нём отрабатываются ситуации, которые могут произойти и на борту Airbus, и Boeing).

Тренажёр представляет собой часть макета лайнера, который оборудован системой имитации различных кризисных ситуаций для пассажиров.

На тренажёре имитируется движение самолета при полёте в турбулентной атмосфере, экстренное снижение, «грубая» посадка с разрушением носовой стойки шасси. Трёхстепенная гидравлическая система подвижности, предназначенная для кабины тренажёра массой до 15 000 кг, не имеет аналогов в России.

В кабине — два довольно тяжелых манекена. Ситуации, когда помощь может понадобиться пилотам, тоже отрабатываются на этом тренажёре.

При нашем участии будущие бортпроводники отработали одну из нештатных ситуаций на борту.

Сначала традиционный инструктаж: «Убедитесь, что спинки кресел приведены в вертикальное положение, шторки подняты, подлокотники опущены... Светящаяся дорожка на полу укажет направление к выходу...»

Далее всё как обычно — в бизнес-классе пассажирам уже предлагают виртуальное шампанское, а в экономе идёт раздача виртуальной еды.

Неожиданно на борту происходит задымление. Дым валит из одной из багажных полок. В данной ситуации экипаж обязан собственными силами локализовать возгорание и потушить его подручными средствами. Как на предыдущем тренажёре: слегка приоткрыть и «прыснуть» из огнетушителя. В данном случае на бортпроводнике — специальный дымозащитный капюшон.

Когда все потушено, убедиться в отсутствии наличия очагов возгорания.

В это время по громкой связи раздаётся условное сообщение от капитана, что «мы готовимся к аварийной посадке через такое-то время». Следом звучит голос одного из студентов: «Уважаемые пассажиры, с вами говорит старший бортпроводник. Нам нужна ваша помощь. Сотрудников авиакомпании „Аэрофлот“ и других авиалиний просят обратиться к бортпроводникам.»

Если в салоне находятся слабовидящие или слабослышащие пассажиры, в аварийной ситуации пассажиров просят помочь своим соседям.

А бортпроводники тем временем показывают пассажирам, как нужно вести себя в случае аварийной посадки.

Почему в таких странных позах на спинках кресел? Оказывается, именно так и происходит «аварийный» инструктаж во время нештатной ситуации на борту, и именно так в салоне экономического класса показывается «поза безопасности».

Убедиться, что все правильно выполняют инструкции экипажа.

Чтобы на себе ощутить всю «прелесть» аварийной посадки, тренажёр запустили. Сначала нас хорошенько потрясло в зоне турбулентности, а потом самолёт сел со сломанной носовой стойкой шасси. По наклонённым шторкам в хвосте салона можно понять угол наклона — и так пассажиров колбасило минут 10.

После посадки наша группа пошла отрабатывать аварийное покидание самолета с помощью надувного трапа.

Трапов здесь несколько: для таких воздушных судов, как Вoeing-767/777/737, Airbus-320/А330 тип «1» и тип «А», А320/321, SSJ-100.

Спуск по трапу является не аттракционом, а вынужденной процедурой спасения людей при возникновении на борту воздушного судна ситуации, опасной для жизни.

Перед «десантированием» инструктор проводит инструктаж по правилам спуска с конкретного трапа с демонстрацией позы и проверяет готовность слушателей к спуску: нужно снять обувь и опасные предметы (украшения, часы и т. п.).

Как правильно съезжать с трапа: сесть на край трапа, вытянуть руки вперёд, пальцы сжать в кулаки, вытянуть ноги вместе, колени не сгибать. Спуститься по трапу, сохраняя вертикальное положение спины; перед приземлением сгруппироваться, приготовиться встать на ноги. После спуска встать и сделать несколько быстрых шагов вперед.

Страховка является частью учебного процесса. Задачей страхующих является помощь спустившемуся сразу встать на ноги и избежать падения и удара. Страхующие подхватывают спустившегося за предплечья и удерживают его в вертикальном положении.

Пока наша группа летала и десантировалась, на соседних тренажёрах отрабатывали аварийное открытие дверей. Они так и называются — «тренажёры дверей» для ВС типа В767/777/737, A320/А330 тип «1» и тип «А», А320/321 и SSJ-100.

В первую очередь, этот тренажёр нужен для того, чтобы выработать до автоматизма открытие и закрытие дверей, включая действия при всяких неприятных сюрпризах, вроде заеданий и т. п. Тренажёры специально рассчитаны на большое количество циклов, довольно грубое обращение и имитацию различных отказов.

Несмотря на трудности и минусы профессии, работа бортпроводника имеет и приятные стороны: долгий отпуск (70 дней), бесплатный перелёт раз в год, скидки для членов семьи, а также возможность хоть одним глазком, но всё же увидеть большое количество городов. «Многие рейсы разворотные — то есть в один день туда и сразу обратно. Но когда летим в США или Гонконг, у нас есть время на отдых. Это, как правило, день, не больше. Но все равно можно успеть выйти в город, прогуляться, устроить шопинг», — рассказала ранее РБК бортпроводница Юлия Багаутдинова.

Далее перемещаемся в бассейн, чтобы увидеть водную подготовку к аварийно-спасательным процедурам. При аварийной посадке на воду жилет надувают только после покидания самолета и по возможности быстро запрыгивают в плот, распределившись по периметру. Здесь это происходит по команде инструктора.

Потом грести изо всех сил от самолета, используя только собственные руки.

Если кто-то оказался за бортом и не может передвигаться, ему бросают спасательное кольцо и затем подтягивают к плоту, помогая на него забраться.

Как показывает практика, не акулы, а солнце или холод — главные враги пассажира на плоту. Поэтому ставят тент: по периметру сначала устанавливаются держатели.

Покинуть плот проще простого — спиной на край и бултых!

Поддуть жилет можно через специальные клапаны.

Подурачиться тоже время найдется. На самом деле нет. Это необходимо для привлечения внимания поиского-спасательных служб или для отпугивания акул...

Всем спасибо, на сегодня все свободны!

Вот такие три часа из жизни будущих бортпроводников. А ещё теоретическая подготовка, работа в учебных классах, изучение аварийно-спасательного оборудования для различных типов ВС — всего не перечислишь...

Желаю, чтобы никому из будущих бортпроводников не пришлось в будущем воспользоваться полученными навыками в настоящей внештатной ситуации на борту!

Источник: Журнал ЖЖ

Комментарии
Комментарии