Профессия пиротехника. Как снимают взрывы в кино

Кто осуществил самый большой постановочный взрыв в истории кино? Сколько объектов в минуту взлетает на воздух в блокбастерах Майкла Бэя?
Профессия пиротехника. Как снимают взрывы в кино

Первое, что приходит в голову при слове «пиротехника», — это, конечно, эпические взрывы, столбы огня и ядерный гриб, закрывающий собой горизонт. Однако если вы решите освоить эту профессию только ради разрушения цивилизации, то будете наверняка разочарованы, потому что она предполагает и менее крупные формы — например, растопку в кадре камина или зажигание обеденных свечей.

Другими словами, услуги специалистов требуются практически для любого фильма. В их компетенции оказываются и безобидные петарды, и дымовые шашки, и имитации (или не имитации) взрывов с выстрелами, а также расчет мощности зарядов, обеспечение группы искусственным туманом, контроль обращения с оружием и связь с исполнителями трюков. К тому же для работы с опасными материалами необходимы специальная лицензия и разрешения, а при съемках сложных сцен с огнем не лишним бывает согласование с пожарными службами.

Когда речь заходит о масштабных разрушениях на экране, одна фигура стоит особняком. К режиссерским талантам Майкла Бэя принято относиться в лучшем случае снисходительно, но в области пиротехники он — царь и бог, давно заслуживший собственный памятник. Под который следовало бы тут же заложить центнер динамита — в полном соответствии с любимым творческим принципом мастера.

Майкл, несомненно, сделал большой вклад в химию и физику, открыв доселе невиданные пиротехнические свойства практически у всех вещей на земле. Если какой-то предмет появляется у него в кадре, высока вероятность, что над ним уже тикает таймер. «Пришел, увидел, детонировал», «я взрываю, следовательно, я существую» и «КА-БУМ!!!» — такова философия Бэя.

Поклонники неуемного постановщика даже не поленились посчитать количество фейерверков в его фильмах: получилось около тысячи — и это было еще до выхода четвертых «Трансформеров»! В картинах поскромнее дело обходилось парой десятков бабахов, а в более дорогих счет шел на несколько сотен.

Голливуд все чаще возвращается к живым практическим эффектам вместо компьютерной графики. Однако Майкл Бэй никогда от них не отказывался. По уверениям специалиста по спецэффектам и лауреата «Оскара» Джона Фрэзиера, каждые «Трансформеры» по меньшей мере на 50% состоят из настоящих разрушений.

Бэй в свою очередь гордится работой с Фрэзиером: «Он плохо слышит, потому что очень много всего перевзрывал. Нам до сих пор принадлежит рекорд Гиннесса за «Перл-Харбор»: Джон подорвал 350 снарядов за 7 секунд. Сейчас, мне кажется, многие не стали бы делать по-настоящему».

Фрэзиер на протяжении семи месяцев — дольше самих съемок — готовил сцену авиаудара в «Трансформерах: Месть падших». Бомба, для которой понадобилось почти 4000 литров бензина и более 300 динамитных шашек, вошла в Книгу рекордов Гиннесса как самая крупная, взорванная поблизости от актеров. «Когда Шайя ЛаБеф, Меган Фокс и Тайриз Гибсон находились на расстоянии 25 метров от эпицентра, началось настоящее веселье. Жар был очень сильным».

Впрочем, «007: Спектр» — последний на сегодняшний день эпизод в эпопее о Джеймсе Бонде — бросил вызов Бэю, и тот вряд ли теперь сможет спать спокойно. А все потому, что Сэм Мендес поставил рекорд среди самых больших постановочных взрывов в истории кино. Эпизод снимался в Марокко под руководством Криса Корбоулда, специалиста по спецэффектам и обладателя «Оскара». На аннигиляцию злодейской базы ушло 8418 литров керосина и 33 кг порошкообразных веществ, в сумме — 68,47 тонны в тротиловом эквиваленте.

Поскольку использование пиротехники потенциально может привести к травмам, на съемочной площадке особое внимание уделяется созданию безопасных условий. Например, чтобы никто не пострадал от осколков и ошметков, части декораций иногда изготавливают из специальной монтажной пены.

В «Плохих парнях 2» все тот же Бэй легко и непринужденно уничтожил 40-миллионный особняк в Майами — самый дорогой объект, проверенный им на прочность. Строго говоря, кинематографисты не разнесли все имение в щепки целиком, но фасад порушили основательно. В течение месяца они меняли части дома, устанавливали фальшивые стены, облегченные окна и другие элементы — так получилось создать контролируемый огонь.

Настоящую революцию в возрождении пиротехники в кино совершил и недавний оскаровский триумфатор «Безумный Макс: Дорога ярости» Джорджа Миллера. За последние пару десятилетий зрители устали от изобилия мультяшной компьютерной графики, не способной натурально заменить живые трюки и фактуру. «Дорога ярости» на 80% состоит из настоящих эффектов, трюков, грима и декораций.

Подвешенный на тросах боевой гитарист, изрыгающий пламя из своего музыкального инструмента, — один из мощнейших образов картины. «Джордж, увы, не любит, когда вещи не работают. В прошлом, бывало, я строил для него реквизит, который изначально задумывался как бутафория, а он говорил: «Ладно, давай врубай эту штуку», — жалуется художник-постановщик Колин Гибсон. — И да, огнеметная гитара у нас рабочая, к ней подключался усилитель, играй сколько хочешь». Бандурина весила около 60 кг и держалась на амортизирующих тросах, закрепленных на машине. Выбросы пламени апокалиптический музыкант регулировал с помощью рычага тремоло.

Взрыв грузовика, тянущего мобильный нефтеперегонный завод, посреди преследующих его машин — другой незабываемый кадр. Все было по-настоящему, но другие машины встроили в кадр на стадии постобработки. «Мы отвезли его в пустыню, — откровенничает Том Вуд, специалист по визуальным эффектам, — окружили камерами с машин и вертолета и бабахнули. В дело пошли азотные пушки (пневматические устройства, приводимые в действие энергией сжатого азота. — THR), от которых кабина взлетала на воздух».

Возросший интерес к практическим эффектам не означает отказ от компьютерной графики. В той же «Дороге ярости» больше 2000 кадров, обработанных на постпродакшне, — в основном удаление тросов и тематическое украшение намибийской пустыни. Наилучшие художественные результаты дает грамотное совмещение настоящих эффектов с нарисованными. Все горит на самом деле, а графика лишь усиливает впечатление.

Схожим образом снимают и в России — в частности, апрельский блокбастер «Экипаж» «Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова», который вполне может потягаться по зрелищности с практически любой голливудской картиной: «Все, что касается взрывов, огня, — делалось вживую. Такие сцены на 90% — пиротехника, — комментирует один из постановщиков спецэффектов проекта игорь Титов. — CG — это лава, некоторые общие планы, сцены в воздухе, погодные условия».К работе над фильмом пиротехники подключаются уже на стадии препродакшна и изучают сценарий, дабы понять возможности и ограничения проекта. «У нас было полгода подготовки, — продолжает Титов. — Мы присутствовали на читках, записывали, что и в каком количестве нам потребуется. Какие-то материалы у нас и так есть, остальное параллельно покупалось, заказывалось, собиралось. За элементами для качающихся платформ-гимблов (карданный подвес, приводящий в движение декорацию или технику. — THR) моему коллеге Илье Чуринову пришлось летать в США, пока я работал на съемочной передовой в Крыму».

Непосредственно на съемках специалисты входят в состав операторской группы, а их количество меняется в зависимости от задач. Часто на запечатление некоторых дорогих кадров есть всего один шанс, прежде чем все безвозвратно сгорит или разлетится на куски, поэтому крайне важно наладить взаимопонимание с человеком, стоящим за камерой.

Впрочем, всего предусмотреть невозможно, и иногда искать новые решения приходится уже в реальном времени. Для работы с пиротехникой, с одной стороны, требуется воображение, с другой — технические знания в области физики, химии, механики и умение применять их на практике, смешивая горючие смеси для получения нужного эффекта.

С годами появилось множество материалов, призванных сделать работу с огнем менее рисковым занятием. Горючие гели и жидкое топливо пришли на смену куда более опасным резиновому клею, бензину и другим сильно воспламеняемым субстанциям. Но сама профессия от этого легче не становится. С другой стороны, старания именно этих специалистов зритель всегда замечает и ценит. И лучшим тому подтверждением служат сборы насыщенных пиротехникой проектов. Не случайно ведь появилось выражение «Взорвали кассу».

Источник: Голливудский Репортер

Комментарии
Комментарии