Как «Евровидение» влияет на туризм

Сколько денег властям приходится вложить в проведение масштабных фестивалей и удается ли вернуть их благодаря привлечению в страну туристов.
Как «Евровидение» влияет на туризм

14 мая 2016 года в Стокгольме пройдет финал 61-го «Евровидения». Темой этого года стал слоган “Come Together”, что в переводе с английского означает «Давайте объединяться» или «Будем вместе». Швеция, принявшая за прошедший год почти 200 000 беженцев из военных зон Ближнего Востока и переживающая в связи с этим сложные экономические времена, пытается тем самым напомнить Европе, что проблемы проще решаются вместе. Что в кризисные времена важно держаться друг за друга и друг другу помогать.

Как готовится город

Несмотря на финансовые трудности в стране, Стокгольм планирует масштабный праздник. После того, с каким шиком были проведены последние конкурсы, ударить в грязь лицом перед мировой общественностью нельзя никак. Дело престижа. Посмотрим, во что пришлось вложиться властям. В центре города построено сразу два новых объекта. В парке Кунгстрэдгорден располагается деревня «Евровидения», где ежедневно проходят уличные концерты, ярмарки и прямые трансляции конкурса. Здесь же, в парке, установлена новая 81-метровая башня City Skyliner, с вершины которой можно посмотреть на город и заодно свериться, где находится фан-зона. Фан-зона (или, как ее называют организаторы, «Евроклуб») разместилась в историческом сердце Стокгольма на набережной у королевского дворца. Днем здесь открыто «Еврокафе», где гости смогут отдохнуть в лаундж, зарядить телефон, загрузить селфи в инстаграм и выпить в одном из четырех баров. После 8 вечера кафе превращается в двухэтажный ночной клуб: здесь проходят вечеринки по случаю всех этапов «Евровидения», так что, видимо, королевской семье в соседствующем дворце приходится спать в берушах. Кроме того, вечеринки, концерты и другие мероприятия проходят по всему городу. Для развлечения туристов поющими сделали даже светофоры. Вместе с красным и зеленым сигналами, а также вместо привычных щелчков отсчета секунд звучат песни победителей конкурса прошлых лет. Также в пяти пешеходных тоннелях в городе установили интерактивные звуковые инсталляции. Если прохожий начинает что-нибудь напевать, тоннель в ответ подпевает. Чем больше людей поют в тоннелях, тем больше разных мелодий они «запоминают», в итоге каждый из них имеет свой музыкальный характер.

Сколько это стоит

«Евровидение» в Швеции проходит уже во второй раз за последние три года. В 2013 году в Мальмё на юге страны шведам удалось провести яркий праздник, привлечь новых инвесторов и вообще дать миру знать о существовании такого города, через мост от датского Копенгагена. В экономическом плане «Евровидение» в Мальмё было удачным. С одной стороны, организация обошлась муниципалитету Мальмё в €14 млн. Но с другой, те же деньги вернулись обратно в город и регион благодаря тратам туристов. В этом году организаторы заявили, что придерживались того же ценника и надеются повторить прошлый успех.

Деньги на проведение «Евровидения» обычно выделяются не только из государственного бюджета, но также и представителем Европейского вещательного союза (ЕВС) в стране, чаще всего это местная национальная вещательная компания. К примеру, Вена в 2015 году потратила на конкурс намного больше Швеции, почти €25 млн. Из них €15 млн были от национальной вещательной компании и €9 млн от мэрии — на городской брэндинг, уличные фестивали и концерты. При этом австрийцы успели похвастаться, что не просто не вышли за рамки поставленного бюджета, но даже «недотратили» целый миллион, выделенный вещательной компанией. Помимо этого существует соглашение: пять постоянных стран-участниц — Великобритания, Франция, Испания, Германия и Италия — гарантируют себе проход в финал вне дополнительных отборов, так как соглашаются покрывать до 50% всех денег, выделенных ЕВС.

Датчанам, хозяевам «Евровидения» 2014 года, слушая коллег-организаторов из других стран, остается только грустно вздыхать. Организация конкурса в Копенгагене вызвала национальный скандал. Праздник прошел с размахом, а через полгода обнаружилось, что его организаторы потратили на целых 13 млн больше планируемого — почти на целое еще одно «Евровидение». Общий счет составил в итоге почти €50 млн, а отбить получилось только треть этой суммы. В итоге глава отдела по туризму Wonderful Copenhagen подал в отставку, а политики начали обсуждать снижение субсидий туристическому сектору. Мол, достаточно. Попели, поиграли и хватит.

Россия наравне с Данией числится среди стран с самым затратным «Евровидением» за всю историю его существования. На организацию конкурса в 2009 году в Москве было потрачено в общей сложности порядка 3 млрд рублей — чуть менее €40 млн по актуальному тогда курсу.

Как это влияет на туризм

Такие мероприятия, как «Евровидение», в первую очередь сильно помогают развитию гостиничного бизнеса. К примеру, в Дании бизнес компании Airbnb идет не так гладко, как в других европейских городах, из-за достаточно жесткого налогообложения и юридической базы в сфере жилья. Многим датчанам запрещено сдавать свои квартиры без разрешения кооператива. Конечно, такое событие, как «Евровидение», показывает местным властям необходимость смягчения законодательств. Тем более что, по данным датских аналитиков, 21% гостей «Евровидения» нашли место проживания по системе Airbnb.Конечно, проведение массового мероприятия в городе привлекает к нему внимание мировой прессы и публики, и это выгодно для туристической индустрии. К примеру, на конкурс в Мальмё в 2013 году приехало 30 000 туристов. Многие зрители «Евровидения», быть может, именно благодаря ему узнали о существовании такого города, и это тоже выгодно властям.

Но, как отмечают критики, совсем не обязательно, что такой масштабный, казалось бы, конкурс сильно меняет общую картину в туристической сфере. Не всегда количество гостей города в заявленные даты проведения «Евровидения» превышает привычные нормы. В Копенгаген в 2014-м тоже приехало более 30 000 человек, но при этом заполненность отелей осталась на прежнем уровне — 70%. Именно изменения, происходящие с городом, и новые инициативы обычно называют в числе главных положительных факторов конкурса. Не всегда удается привлечь толпу туристов и заработать много денег или хотя бы отбить потраченное, но экономическая атмосфера города, как правило, после масштабного праздника меняется к лучшему.

«Евровидение» уже давно вышло за рамки просто музыкального конкурса и превратилось в масштабный фестиваль, который длится две недели и полностью берет контроль над городом проведения. Он привлекает тысячи туристов со всего мира, меняет городскую среду, вдохновляет местный бизнес — в общем, оставляет после себя важный след, как экономический, так и культурный. И то, как эти возможности будут использованы в дальнейшем, останутся ли построенные объекты пустовать или их адаптируют под другие события, чему научится бизнес, какой опыт будет извлечен из ошибок, зависит далеко не от инвесторов, а от жителей и властей каждого города.

Источник: www.moya-planeta.ru

Комментарии
Комментарии