Автостоп: ожидания и реальность

Как разработать маршрут путешествия и избежать опасностей.
Автостоп: ожидания и реальность

Взмах рукой — и останавливается машина, которая довезет прямо до Питера. Водитель вежлив, рассказывает интересные байки, угощает кофе и пончиками из придорожных забегаловок. Это — мечта любого автостопщика-оптимиста. Пессимистам же все кажется гораздо мрачнее: многочасовые стояния на трассе, непогода, золотые вставные зубы у водителей и сальные шуточки, безапелляционные требования заплатить за проезд и, в конце концов, долгие походы в середине путешествия до автобусной остановки. Правда же, как обычно, оказывается где-то посередине. О ней рассказывает Дмитрий Окрест, который проехал около 35 тысяч километров и добрался на попутках до Эльбруса, Соловков и Амстердама.

Выйти на большую дорогу людей толкают две причины — философская и финансовая. Первая — у тех, кто хочет и мир посмотреть, и себя показать. Таким путешественникам нравится возможность пообщаться по душам с отставным омоновцем с Болотной площали, кладоискателем Великой Отечественной, заместителем администрации Тверской области, профессором социологии МГУ и матерым уголовником, ставшим, по его словам, на путь исправления после шести ходок. Можно в дороге и проповедовать: рассказывать о своих идеях и идеалах, объяснять, почему представленное в новостях далеко не всегда правда. Финансовый вопрос тоже играет немалую роль: автостоп — идеальный вариант для студентов, начинающих фрилансеров и других людей, которые пока не заработали на билет на поезд или самолет. Конечно, если помнить о ряде предосторожностей и следовать технике безопасности.

АЗЫ АВТОСТОПА

Не надо выбегать на трассу, нужно лишь уметь ждать и с умом выбирать место, куда должна подъехать машина. Рядом с ним не должно быть запрещающих остановку знаков, резкого спуска или подъема в «горочку». Если впереди есть поворот, то лучше встать за ним, может быть, нужный автомобиль поедет как раз оттуда. Даже если перед вами многополосное шоссе, то остановиться могут лишь автомобили крайнего правого ряда. На них и ориентируйтесь, нет смысла держать руку все время на весу. Лучше вскидывать ладонь с поднятым вверх большим пальцем, увидев приближающуюся машину. Европейцы нередко используют табличку с названием нужного им города, но такие инновации до отечественных дорог еще не дошли.

Стоит настроиться на то, что в сельских районах за час может проехать восемь машин, но восьмая и подберет вас. Половина же проезжающих водителей остановится и спросит, куда держишь путь, но окажется, что они сами отправляются лишь до следующей деревни. На магистралях транспортный поток огромный, но желающих помочь значительно меньше. Впрочем, среднее время посадки в машину обычно 12-20 минут в дневное время. Ночь добавляет опасностей: лучше стоять на освещенных местах, например, на заправках.

Дима, курьер, 29 лет

Ночью я обычно стараюсь не ездить, но несколько раз нарушал собственные правила. В первый раз, когда решился ехать ночью, уснул буквально на полпути, когда подвозившие белорусские гастарбайтеры завершили показывать свои семейные фото, «Сектор Газа» перестал петь и навалилась общая усталость. Второй раз ехал в ночь, так как впереди было еще 400 км и не было палатки, чтобы остаться. Последние километры выглядели так: много огней, рваная музыка, сны наяву, бесконечная скорость — сознание после суток автостопа буквально отказывалось функционировать. В третий раз попалась хорошая компания: разговорчивый казах на дипломатических номерах, который возит президента Назарбаева, когда он приезжает в Москву. В итоге за шесть часов добрались от украинской границы до квартиры.

Когда автомобиль остановился, нужно подойти с вопросом: можете ли подбросить, например, до Урюпинска? Чаще всего отвечают, что нет, и уже готовы распрощаться. Но если спросить, куда же водитель направляется, то зачастую оказывается, что, по крайней мере, ближайшие 120 километров вам по пути. Это — не редкость, когда автолюбители, согласившиеся подвезти, сами в точности не знают далеко ли ехать до нужного места и какие будут в дальнейшем повороты. Но даже если вы хорошо разбираетесь в дороге, отношения с водителем не нужно строить панибратски. Он — хозяин, а вы у него в гостях. Однако и изображать бедного родственника лучше где-то в другом месте. Автостоп — это тот самый пример человеческой взаимопомощи, о котором так много говорят, но который редко удается прочувствовать. Соответственно, все отношения должны строиться на взаимоуважении и равенстве. Тем, кто остерегается таких экспериментов, можно воспользоваться сайтами по поиску попутчиков, но это уже не бесплатно, хоть и дешевле, чем общественный транспорт. К примеру, расстояние между Москвой и Вязьмой в 250 км у водителя обойдется в 300 рублей, а в поезде и автобусе — 500-600 рублей.

МОТИВАЦИЯ ВОДИТЕЛЕЙ

Умение, а главное — желание общаться, является тем качеством, без которого автостоп будет крайне сомнительным развлечением. Эффект купейного вагона, когда хочется поговорить по душам, действует и здесь — ведь шанс на повторную встречу минимален. Водители охотно расскажут житейские истории, прописные истины и любимые байки, но и не оставят без внимания и ваши истории.

Леша, продавец, 27 лет

Один водитель, когда я его спросил «Ну и зачем нужны попутчики?», так и сказал: «Жалко жечь бензин ради транспортировки себя одного». Так что тут уж главное не подвести! Люди берут не только из соображений «помоги ближнему», видя, что вы отчаянно голосуете и явно хотите куда-то поехать. Большинство подбирающих подвозят ради общения, а большинство подбираемых едут ради общения. Дорога длинная, вечера ранние, поп-хиты на компакт-дисках приелись, из всех развлечений за окном лишь усыпляющие пейзажи и плохо работающий радиоприемник. Для кого-то вы станете новыми «ушами», а кто-то, наоборот, любитель устного народного творчества, который жаждет слушать, а не говорить. Умение рассказывать истории на протяжении многих часов особенно ценится дальнобойщиками. Человек на легковушке может провезти час-другой, потом ему, скорее всего, обязательно нужно свернуть направо в родной поселок, но только дальнобой готов продолжать свой путь по прямой, как стрела, трассе до заветного пункта

Конечно, фуры нередко тяжелогружены, им официально запрещено разгоняться больше 90 км/ч, а уж подъем в горочку — это отдельная история. С другой стороны, оседлав фуру, можно не беспокоиться о том, что высадят где-то в глухомани.

РАЗРАБОТКА ПУТЕШЕСТВИЯ

Официально российские водители грузовых автомобилей имеют нормированный рабочий день, как и их европейские коллеги. На деле — с рассвета и до полуночи вереницы грузовиков идут друг за другом. Исключение составляют выходные и праздничные дни, когда работники складов отдыхают, нельзя произвести загрузку-выгрузку, а значит, не собираются в далекий путь и водители. В такие дни на большой дороге чаще видны легковые машины.

Не лучший вариант для выезда из летней Москвы или Санкт-Петербурга — пятничный вечер или субботнее утро. Тысячи автомобилей, груженных рассадой и садовым инвентарем, на раз образовывают многочасовые пробки на 30, а порой и больше километров, по всему шоссе. Выходом в таком случае, если поездка безотлагательна, будет пригородная электричка. Надо лишь посмотреть, где железнодорожная станция наиболее близка к трассе, и выдвигаться в путь.

Тщательная проработка маршрута — залог успеха. Прежде всего, чтобы попасть из точки А в точку Б, необходимо изучить предполагаемый маршрут по карте. Если, конечно, не хочется безостановочного драйва с надеждой на «авось». Усилиями бывалых автостопщиков создано множество справочников, европейская часть России давно изъезжена и проанализирована. Нужно лишь воспользоваться поисковиками — и перед вами подробно расписанный путь с указанием автобусных остановок, постов ДПС, железнодорожных станций и съездов. В несколько кликов можно найти и информацию с детальным описанием конкретной трассы на территории страны, советы, откуда лучше начать свой путь и где стоит остановиться. Прежде палочкой-выручалочкой для автостопщиков был карманный атлас дорог РФ, где обозначены федеральные трассы и муниципальные дороги, населенные пункты и заправки, леса и реки.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ

Участники Академии вольных путешествий рекомендуют для спокойствия близких и собственной безопасности оставлять фамилию, имя и координаты не только тех, с кем едешь в путешествие, но и тех, к кому отправляешься. Если телефон вдруг окажется вне зоны действия сети, то друзья или члены семьи будут знать, кому позвонить и выяснить, когда в последний раз вы выходили на связь. Чтобы обезопасить от излишнего внимания встречающую сторону, можно после преодоления определенной дистанции или крупного города писать смс: 120км, уже третья машина, прошли Брянск. В случае неприятной ситуации можно будет легко установить район поиска. Конечно, данные о вашем местоположении можно получить через биллинг мобильного телефона, который определяет по отношению к какой вышке сотовой связи вы находились наиболее близко. Но сама процедура запроса — это время и бюрократические сложности. В результате этого могут быть потеряны крайне важные часы.

Ира, технолог, 26 лет

Одинокая девушка может с легкостью поймать попутку, другое дело, доедет ли она до нужного адреса. Компания девушек — уже гораздо более безопасный вариант для путешествий. Если вы все-таки едете в одиночку, стоит помнить, что твердый решительный отказ и строгий голос обычно гасит поползновения. Такие люди часто сами боятся собственных мыслей и при сопротивлении сразу готовы сдаться. Впрочем, сменить машину, от греха подальше, все равно стоит. Подобных ситуаций у меня было достаточно — я с первого курса каталась домой стопом. Тех, кто реально готов распустить руки, строгим окриком, конечно, не отвадишь. Значит, необходимо не показывать страх и настойчиво попросить остановиться. Наилучший вариант сделать это — на стоянке или бензозаправке, сказав: «Мне срочно в туалет, меня укачало». Большинство водил ужасно беспокоятся за свою тачку и не переживут, если ты заблюешь салон.

Конечно, у меня всегда с собой газовый баллончик, но это лишь добавляет стали в голос, а использовать такой аргумент никогда не приходилось.

Невыспавшийся вид, нервные движения, хотя бы малейший намек на недавнее употребление алкоголя — все это четко указывает на то, что с подобным водителем вам не по пути. Вежливо откажитесь, сославшись на то, что человек едет на недостаточно длинную дистанцию. Наилучший выход из ситуации, когда ручки дверей в машине не функционируют или поведение новых соседей вам не нравится — покинуть автомобиль.

Максим, студент, 21 год

Немало таких людей, которые ради того, чтобы успеть вовремя, готовы не спать и гнать все дальше и дальше. Если видно, что водитель под адреналином, лихо обгоняет по встречной полосе, подрезает, совершенно не обращает внимания на дорожные знаки, то можно, конечно, и расслабиться что вот, мол, скоро приеду с такой-то скоростью — только вот не забывайте те сплющенные автошины, которые демонстрируются на подмостках почти каждого поста ГАИ. За несколько секунд водители решают, нужны ли ему такие попутчики. Так и у вас есть такое же количество времени, чтобы оценить водителя.

Профессиональные автостопщики, участвующие в соревнованиях, кто быстрее доберется до определенной точки, используют специальные костюмы, похожие на первый взгляд на спецовку дорожного рабочего. Кислотный желтый или оранжевый цвет, светоотражающие полосы — такого человека, конечно, видно издалека. Впрочем, одеваться так совсем не обязательно: одежда в первую очередь должна быть теплой зимой, непромокаемой осенью, не душной летом. И, конечно, чистой и опрятной: у водителя совсем мало времени, чтобы оценить ваш внешний облик и решить остановиться.

В рюкзаке, на который нередко ориентируются водители, зная, что им подают знаки не просто желающие поймать такси, обязательно нужно иметь воду (а в холодное время — термос с чаем). Не будет лишним и запас яблок, орехов и сухофруктов, чтобы в случае чего не искать еды непонятного происхождения в придорожных забегаловках. Помните, что в 200 км от столицы на заправках чаще всего только бензин, а магазины с более-менее приличным ассортиментом встречаются лишь на федеральных трассах. Впрочем, для комфортного автостопа главное — не заучивать советы, а опираться на опыт других поездок и руководствоваться здравым смыслом.

Источник: Йод

Комментарии
Комментарии