Мирей Матье: женщина-солнце

Знаменитая певица, посол французской песни и солнечная сторона французского шансона.
Мирей Матье: женщина-солнце

Знаменитая певица, посол французской песни и просто очаровательная женщина. Она выросла в бедной многодетной семье, стремительно сделала карьеру эстрадной певицы и стала одним из самых ярких явлений популярной французской культуры за последние 50 лет. Солнечная сторона французского шансона – Мирей Матье.

1. Дочь каменщика

Мирей Матье родилась в семье авиньонского каменщика и была первой из 14 сестер и братьев. Жили бедно и тесно. Только после рождения восьмого ребенка семья переехала в четырехкомнатную муниципальную квартиру.

А что такое удобства городской жизни, Мирей впервые узнала в 15 лет, когда семья получила новую жилплощадь – всего на одну комнату больше, но зато с настоящей ванной, которая воспринималась как совершенно небывалая роскошь.

«Мне страшно повезло — я родилась настолько пронзительно бедной, что мне не оставалось в жизни ничего иного, как научиться много и хорошо работать», - говорит Мирей в одном из своих интервью.

Но трудное детство научило Матье не только трудиться и добиваться своих целей, но и любви, поддержке и взаимоуважению. Будучи самой старшей из детей в такой большой многодетной семье, Мирей с детства разделила со своими родителями груз ответственности за воспитание младших братьев и сестер. Певица до сих пор чрезвычайно близка со своей семьей, тем более что своих детей у нее так и не появилось.

2. Песни нашего квартала

Увлечение музыкой, то есть дело всей жизни, тоже пришло к Мирей из семьи. Ее отец был не только каменщиком, но и музыкально одаренным человеком, который очень любил оперу и сам постоянно пел.

Девочка с первых дней жизни слышала, как он поет, и когда подросла, начала повторять вслед. «Он пел дома, пел в мастерской, и, слушая его, я застывала, словно зачарованная. Как только раздавалось папино пение, я вторила ему, точно канарейка. Это приводило его в восторг, и в конце концов он объявил, что в этом году я непременно буду участвовать в праздничном песнопении», – вспоминала певица.

Мирей пела вместе с отцом в церковном хоре и с его же подачи начала участвовать в музыкальных конкурсах. В 16 лет она заняла второе место на авиньонском конкурсе «Песни нашего квартала». А спустя еще пару лет стала победительницей, получив шанс показать себя на парижском телевидении.

1965 год считается началом музыкальной карьеры Матье – она впервые появилась на французском экране, исполнив песню «Jezebel». Зрители встретили никому не известную певицу с настоящим восторгом, решив, что перед ними реинкарнация знаменитой Эдит Пиаф.

И уже чуть ли не наследующий день Мирей подписала контракт с продюсером Джонни Старком, а через несколько недель выступила в культовом концертном зале «Олимпия», сразу же заявив о себе как об одной из самых многообещающих восходящих звезд французской эстрады.

3. Стальная магнолия

Однако прежде чем стать звездой Мирей Матье нужно было пройти большой путь. Она не только не имела музыкального образования, но даже не окончила школу – бросила учебу в 13 лет и устроилась работать склейщицей конвертов.

В школе девочку считали неспособной, она получала сплошь двойки и удары линейкой по рукам – так учительница пыталась заставить Мирей, которая была левшой, писать правой рукой. С трудовой же жизнью будущая звезда вполне справлялась.

Получив в таком юном возрасте рабочий опыт, Мирей приучила себя к жесткой дисциплине и уже тогда умела работать «много и хорошо». Через несколько лет эти навыки и способности неожиданно нашли применение в артистической карьере начинающей певицы. Мирей хорошо знала, что одного таланта недостаточно – слишком много у нее было пробелов в образовании и воспитании, слишком многого она мечтала достичь.

Певица практически не знала нот, говорила и пела с акцентом, не умела держать себя на сцене, не знала иностранных языков, не умела вести себя в обществе. Чтобы стать той, кем она стала, Матье приходилось с первых же дней своей карьеры очень много работать.

«99% моего успеха – это труд и работа», – не устает повторять Мирей. За свое трудолюбие, стойкость и умение добиваться поставленных целей Матье даже получила прозвище «стальная магнолия».

4. Не Пиаф

С первого же выступления Мирей Матье на большой сцене певицу сравнивали с Эдит Пиаф, которая умерла за несколько лет до ее дебюта. Матье, в самом деле, словно бы подхватила эстафету у главной легенды французского шансона.

Этим сходством, этой преемственностью во многом объясняется та стремительность, с какой Мирей завоевала любовь зрителей. Однако это же сходство с самого начала было не только преимуществом, но и проблемой.

На одном из первых концертов Матье Джонни Старк устроил целый соцопрос, пытаясь выяснить, как сильно новая певица в глазах зрителей походит на знаменитого «парижского воробушка». Всем присутствующим в зале были розданы листы с вопросами, в числе которых был вопрос и о сходстве с Пиаф. Для большинства слушателей это сходство оказалось очевидным.

После этого Старк запретил Мирей вообще слушать песни Пиаф, а одной из главных задач на первом этапе карьеры для Матье стал поиск уникального индивидуального стиля – становиться подражательницей, еще одной копией неповторимой Эдит, ей совсем не хотелось.

Как показало время, Мирей выиграла битву за собственную индивидуальность на сцене. Сравнения с Пиаф не исчезли, но основанием для таких сравнений уже давно является не сходство образа или манеры пения, а то место, которое Матье заняла во французской и мировой культуре.

Сегодня певиц сравнивают как равновеликих, и такое сравнение Мирей, несомненно, заслужила. Тени же Пиаф она давно не боится, неоднократно исполняла песни из ее репертуара и даже выпустила целый альбом в память о своей великой предшественнице.

Когда-то другая легенда французского шансона Морис Шевалье предрек Матье: «Малышка Пиаф шла по теневой стороне жизни, а вы Мирей, пойдете по солнечной стороне». Так и получилось.

Мирей Матье и Эдит Пиаф – два голоса французской песни, и если Эдит воспевает любовь и жизнь в их неразрывной связи с трагедией и смертью, то в голосе Мирей куда больше солнца и чистой радости: «Нет ничего дороже жизни. Я буду воспевать ее до последнего вздоха. И как знать? Быть может, моя песня переживет меня».

5. Все песни о любви

Говорят, что все песни о любви. Но песни Мирей Матье – в особенности. Ее пение – гимн возвышенному романтическому чувству, в нем сам дух Франции – всего того, что современная культура связывает с отношениями между мужчиной и женщиной, и даже шире – с любовью к жизни и чувственностью как таковыми.

Французский шансон и в особенности песни Мирей Матье лежат в основе того культурного кода, по которому современный западный человек влюбляется, любит, переживает расставания.

При этом сама певица никогда не была замужем, а о ее личной жизни почти ничего неизвестно. Матье целиком раскрывает себя на сцене, и у нее нет нужды подогревать интерес к себе сплетнями. «Любовь – это самое прекрасное чувство на земле. Я думаю, без любви нельзя жить. Для того, чтобы любить кого-то, не обязательно вступать в брак. Что касается моей личной жизни – я о ней не рассказываю», – говорит Матье.

Любовь и страсть – все в песнях, и когда Мирей поет, вряд ли кто-то сможет усомниться в силе ее чувств. Она превращается в ту самую влюбленную женщину, главную лирическую героиню, при каждом выходе на сцену.

6. Марианна поет Марсельезу

Первая же пластинка Мирей Матье , Mon Credo, за несколько месяцев разошлась миллионным тиражом. В 70-х певица была уже не просто звездой, но самым настоящим национальным достоянием. В 1978 году ее выбрали прообразом символа Франции – Марианны, скульптуры и изображения которой в обязательном порядке украшают все государственные и административные учреждения страны.

А в 1989 году Матье была оказана честь исполнить гимн Франции на столетии Эйфелевой башни. Мирей пела «Марсельезу» под аккомпанемент Республиканской гвардии и хором французской армии. Ее исполнение национального гимна стало самым любимым и признано образцовым.

Можно сказать, что голосом Мирей Матье поет сама Франция. Причем певица уже многие годы органично совмещает абсолютно спонтанную народную любовь с официальным признанием на самом высоком государственном уровне.

7. Посол французской песни

Популярность Мирей Матье уже в начале ее карьеры вышла далеко за пределы Франции. Альбомные записи певицы проданы совокупным тиражом 133 млн экземпляров, еще 50 млн пластинок приходится на синглы, а общая сумма вырученных средств составляет почти 200 млн долларов.

Мирей уже несколько десятилетий остается одной из самых популярных французских исполнительниц и носит неофициальный титул посла французской песни. Но любовь к ней международного слушателя объясняется не только тягой к французскому шарму. Мирей отличается необыкновенным вниманием к залу и тщательно готовит каждое выступление, стараясь найти особенный подход к слушателям.

Выступая в чужой стране, Матье часто включает в программу одну-две композиции на языке своей аудитории. Так, к примеру, на русском она пела «Очи черные», «Подмосковные вечера» и гимн Москвы «Дорогая моя столица».

Всего Мирей Матье поет на девяти иностранных языка. Постоянный же репертуар певицы состоит из более чем 500 французских песен, почти 300 песен на немецком языке, 50 песен на английском, трех с лишним десятков песен на испанском и 15 песен на итальянском.

Впрочем, по мнению самой Мирей, язык тут не главное. «Дело в том, что певец передает свои чувства публике, и неважно, какие при этом границы – он обращается к людям всего мира», – уверена Матье.

8. Мирей и Россия

Для Мирей Матье одной из любимых стран, которые она регулярно посещает с гастролями, была и остается Россия. И русские слушатели отвечают певице взаимностью. Неслучайно именно она выступала на 60-летии победы, фестивале, посвященном Отечественной войне 1812 года, несколько лет подряд была специальным гостем военно-музыкального фестиваля «Спасская башня».

Впервые же Мирей посетила Россию еще в 1967 году, потом выступала и в 70-х, а в годы перестройки дала целую серию из двух десятков концертов в Москве и Ленинграде. Имеет Мирей и российские государственные награды – орден Дружбы за укрепление культурных связей между Россией и Францией, а также несколько неожиданную медаль «Доблесть и отвага» от следственного комитета РФ.

9. Стрижка «под Матье»

Оказала Мирей влияние и на советско-российскую моду. Речь, конечно же, о прическе «паж», которую певица прославила на весь мир. Популярность стрижки до сих пор связывают с именем Матье. И уже не первое десятилетие женщины, как в России, так и в других странах мира, выбирают эту прическу, ориентируясь на образ знаменитой француженки.

«Я знаю, что моя прическа – мой фирменный знак. Помню, я впервые появилась в Москве 40 лет назад. Знаю, что тогда моя стрижка пользовалась популярностью среди русских женщин. И вы знаете, что удивительно: год назад я снова была в Москве и опять видела много русских женщин, которые до сих пор повторяют мою прическу», – удивлялась певица в одном из своих интервью.

Но что же удивительного, если даже среди голливудских звезд, моделей и поп-певиц прическа Матье остается модным трендом. С такой стрижкой были замечены Кэти Холмс, Рианна, Виктория Бекхэм, Агнесс Дейн и многие другие современные модницы.

Сама же Матье, найдя свой стиль, больше никогда с ним не экспериментировала и сделала прическу своей неизменной визитной карточкой. Такая, несколько консервативная, позиция привела не к тому, чтобы со временем певица осталась в прошлом (чего можно было ожидать), но напротив – превратила Мирей Матье в одну из самых успешных законодательниц моды.

Источник: Апрель

Комментарии
Комментарии