По святым местам Израиля: Капернаум — город Святого Петра

Это место рекомендуется посетить всем, кто интересуется описанными в Библии событиями в историческом ключе.
По святым местам Израиля: Капернаум — город Святого Петра

Когда речь заходит о святых местах Израиля, все, безусловно, в первую очередь думают об Иерусалиме. А вот про Капернаум, который, к слову, в Новом завете упоминается даже чаще, чем Иерусалим, вспоминают не сразу. Между тем, это место обязательно к посещению не только туристов, отправившихся в Израиль с целью религиозного паломничества, но и всех тех, кто интересуется описанными в Библии событиями в историческом ключе.

К слову, Федор Михайлович Достоевский в своем «Преступлении и наказании» Капернаум как раз вниманием не обошел. Как многие знают, роман Достоевского наполнен библейской символикой, вот и Сонечка Мармеладова (аллюзия автора на образ Марии Магдалины) снимает комнаты не у кого-нибудь, а у портного по фамилии Капернаумов.

Между тем, если обратиться к Библии, то подтверждений тому, что Мария Магдалина жила в Капернауме нет, точно известно, что она была родом из городка по соседству — Магдалы — древнего галилейского города, где сегодня ведутся масштабные археологические раскопки. В Капернауме же, согласно Священному Писанию, нашел приют изгнанный из Назарета Иисус Христос.

Расположен Капернаум на берегу Кинерет — пресноводного озера на северо-востоке Израиля. Озеро немаленькое, оттого в древности водоем именовали Галилейским морем, да и сегодня, кстати, это название по-прежнему широко используется. Впрочем, назвать Капернаум именно городом — тоже в некотором роде пойти против действительности, на самом деле, современный Капернаум — это археологический музей под открытым небом и национальный парк Израиля. Жилых домов же в исторической зоне нет в принципе.

Стоит сказать, что Капернаум или Кфар Нахум превратился в город-призрак уже в VII веке нашей эры, когда после нашествия персов и арабов его покинули и христиане, и евреи. Впрочем, начало заката Капернаума принято датировать аж V веком нашей эры, уже тогда население города составляло всего лишь 1500 человек.

А вот в библейские времена это небольшое по современным меркам поселение на берегу Галилейского моря процветало. Город был основан примерно 2500 лет назад и к первому веку нашей эры достиг пика своего расцвета. Дело в том, что находился Капернаум на границе государства Ирода Антипы, и через него проходили торговые пути с побережья Средиземного моря до Сирии и Малой Азии, а, как известно, расположение города на крупных торговых путях — самый короткий и гарантированный путь к увеличению благосостояния его жителей.

Когда попадаешь на территорию Капернаума, первое, что видишь, — внушительную статую апостола Петра. Это и неудивительно, именно он жил здесь, а Христос, впоследствии проповедовавший в синагоге Капернаума, нашел приют в доме тещи апостола, которую Спаситель излечил от горячки. Здесь же в Капернауме Иисус обрел и других учеников: Андрея, Левия Матфея и братьев Зеведеевых — Иакова Старшего и Иоанна Богослова.

Кстати, любопытный факт — Петр — не имя апостола, как многие привыкли думать, а прозвище, которое дал своему ученику Иисус. Возникло оно от слова Кифа, что по арамейски означает «камень», а в современной традиции восходит к греческой интерпретации этого слова — πέτρος, то есть, «петрос», что, опять-таки, значит «камень». При рождении же апостол Петр носил имя Шимос (ивр. ‏שמעון‎‏‎‎), что в современной традиции соответствует имени Симон, да и родился апостол не в самом Капернауме, а в располагавшемся тут же на озере Кинерет рыбацком городе Вифсаида в семье рыбака Ионы.

Сегодня на месте того дома, где по легенде и жил Святой Петр, устроена католическая церковь. Пропустить ее невозможно, поскольку это единственная современная постройка на территории археологической зоны Капернаума. Внутри церковь — максимально простая, но зайти туда все равно стоит, чтобы посмотреть на скрытые под прозрачными полами руины древней восьмиугольной византийской церкви, впрочем, частично их можно рассмотреть и снаружи здания — современное здание, выполненное в виде сложной геометрической фигуры, возвышается над руинами, но не закрывает их.

Вторая важная достопримечательность Капернаума — Белая Синагога, по руинам которой можно беспрепятственно гулять, фотографируя внушительные колоны. Как выяснили археологи, построено здание было в III — IV нашей эры, то есть, как минимум спустя два столетия после событий, описанных в Библии, но, тем не менее, стоит синагога на развалинах древнего сооружения, где, если следовать традиции, и проповедовал Христос.

На то, что события, описанные в Библии, соотносятся не только с традицией, но и с историческими фактами, указывает еще один любопытный объект Капернаума. Дело в том, что рядом с Белой синагогой внимательный турист обязательно обратит внимание на древние колонны и другие артефакты, стоящие отдельно от здания.

Одна из колонн, с виду совсем неброская, примечательна тем, что на ней выгравирована надпись «Хальфи (Альфеус) Бар-Зевида (Зебида) сын Йоханана сделал эту колонну».

И вот тут-то открывается удивительное, дело в том, что фамилия Бар-Зевида (Зебида) вероятно является еврейским аналогом фамилии Зеведеев, которую носили апостолы Иоанн Богослов и Иаков Зеведеев, так что, вполне возможно, создал колонну один из потомков рода, к которому принадлежали Иоанн и Иаков. Кстати, Иоанн Богослов стал единственным из апостолов Христа, дожившим до глубокой старости, что дополнительно подтверждает теорию о причастности мастера, работавшего над колонной, к роду Зеведеев.

Хотя практически вся территория Капернаума, в том числе, и Белая синагога, сегодня принадлежит католикам, тут есть и православный греческий монастырь с Собором Двенадцати Апостолов, основанный в тридцатых годах XX века греческим иерусалимским патриархом Дамианом. Одна из особенностей монастыря в том, что здесь за всем следит один единственный человек — Иринарх из Македонии, он уже взрослым человеком окончил духовную семинарию в Иерусалиме и принял постриг.

В Капернаум Иринарх перебрался в 1991 году и путем титанических усилий привел бывшую в запустении территорию монастыря и церковь в порядок. Сегодня греческий монастырь выглядит словно цветущий сад какого-нибудь старинного поместья, а по его дорожкам гуляют гордые павлины. Местный собор — тоже очень любопытен. Его венчают 12 куполов (по числу апостолов), а выкрашены купола в розовый цвет, что удивительно, ведь в Греции по традиции купола покрывают синей краской.

В финале рассказа о Капернауме хочется упомянуть о местном гастрономическом специалитете, который тоже напрямую связан с именем апостола Петра. Во время поездки в Капернаум, обязательно загляните в один из ресторанчиков, что открыты на берегу озера Кинерет, и закажите там рыбу, которая в научном мире имеет название тиляпия пресноводная, в Израиле же её именуют амнун или рыба Святого Петра.

Считается, что именно эту рыбу ловили ученики Христа, и для подтверждения данной теории имеются весьма серьезные основания. Дело в том, что тиляпию вылавливали в озере Кинерет с незапамятных времен, ее подавали на стол в Иудеи и Галилеи, а в соленом виде рыба амнун даже шла и на экспорт, ее поставляли в Рим и в провинции римской империи, расположенные в Малой Азии.

Уже этих данных вполне достаточно для того, чтобы предположить, что именно тиляпию ловили апостолы Петр, Андрей, Иаков и Иоанн Богослов, а также что именно этой рыбой Христос накормил народ в библейском эпизоде о чуде «Умножения хлебов и рыб», однако на то, что в Библии фигурирует именно тиляпия указывает еще один любопытный момент.

В Евангелии от Матфея есть следующая сцена. К Петру, вернувшемуся в Капернаум, подходят собиратели дидрахм и просят его дать им монету. Апостол соглашается, Иисус же на просьбу Петра дать монету, говорит ученику: «Пойти к морю и вылови рыбу, а вот рту у этой рыбы будет монета статир». Так и происходит.

Что любопытно, особенность рыбы тиляпия как раз в том, что она часто хватает ртом блестящие предметы. Рассказывают, что случаи, когда современные жители Израиля находят во рту у рыбы монеты — нередки, так что, гипотеза о том, что именно эту рыбу ловил в свое время апостол Петр имеет более, чем веские основания. Да, на вкус рыба — изумительная, так что, не упустите шанс попробовать её в одном из ресторанов на озере Кинерет, и, кто знает, может быть, вы тоже найдете у нее во рту современный шекель или древний статир?

Автор: Юлия Малкова

Источник: trip-point.ru

Комментарии
Комментарии