Лаконичный фотограф красоты

16 июля 2016 года на 100-м году жизни скончался известный фотограф-пейзажист Вадим Евгеньевич Гиппенрейтер — человек, ставший символом российской видовой фотографии второй половины прошлого века.
Лаконичный фотограф красоты

Во многом благодаря его творчеству мы узнали «в лицо» самые отдаленные уголки нашей страны тогда, когда интернета еще не было в помине. Будь то камни Белого моря, пустыня Казахстана, озеро Сары-Челек, горы Киргизии или Камчатки, Ленские Столбы или подмосковные пейзажи — всегда чувствуется его «почерк», который можно озаглавить «лирический фотолаконизм».

Он как бы отсекал из кадра все лишнее, что нарушало композицию, оставляя только главную суть фотографического высказывания, краткого и емкого. Остается законченная композиция, которая легко «читается» зрителями.

Технически это подкреплялось выбором «нормальных» (не суперширокоугольных) объективов, несильно искажающих пространство, — от этого все фотографии воспринимаются примерно так, как их видит глаз человека. Сложность задачи сводится к решению двух составляющих: поиск идеальной точки съемки (а это при использовании всего нескольких объективов с фиксированным фокусным расстоянием означает бесконечное количество шагов по пересеченной местности, иногда по вертикали). И второе необходимое условие — наличие выразительного состояния природы.

Без этого кадр не состоится. «Заполучить» это состояние непросто, для этого нужен опыт жизни в природе, позволяющий спрогнозировать такое состояние, выдержка и удача, которая любит тех, кто терпелив. Так что одна из составляющих успеха Вадима Гиппенрейтера — это огромный труд профессионала, ставящего и решающего сложные творческие задачи.

У Гиппенрейтера был талант оказаться в нужном месте в нужное время. И речь не только об эпохальных извержениях вулканов на Камчатке в 1966 и 1975 году, а практически обо всех съемках фотографа, каждая из которых стала образцом стиля в жанре.

Если Мещера — то в момент апогея талых вод, если Батхыз — то в момент цветения маков «до горизонта». Если Кавказ — то в изобилии снега, солнца, воды и альпийских лугов, если Север — то в тот волшебный момент, когда камни и море отражают солнце, не заходящее ночью за горизонт. А если пустыня Репитек — то в момент максимального иссушения жизни.

Еще важная составляющая — огромная самодисциплина и высокая требовательность к себе: только лучшие кадры, никак иначе.

Кадры, качество которых намного превосходило возможности полиграфии и широкоформатной печати того времени и которое полноценно раскрылось в наше время.

Хорошие фотографии, как хорошее вино, не стареют. Предлагаем побывать в этом мире удивительно точных и лаконичных фотографических образов, главное содержание которых — красота родной страны.

Источник: Моя Планета

Комментарии
Комментарии