Пост почитания Сигэру Бана

5 августа 1957 года родился Сигэру Бан. В одном из своих интервью он уточнил, что его можно назвать японцем, но не японским архитектором.
Пост почитания Сигэру Бана

5 августа 1957 года родился Сигэру Бан. В одном из своих интервью он уточнил, что его можно назвать японцем, но не японским архитектором. Причин на то несколько. Во-первых, Токио, свой родной город, архитектор считает “совсем не традиционный”. Во-вторых, образование он получал в США. В 1980 году окончил Институт архитектуры Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе, а затем и архитектурную школу “Купер-Юнион” в Нью-Йорке. Во время учёбы Бан работал в мастерской у Араты Исодзаки, исследователя и проводника западной архитектурной мысли. Получив диплом архитектора в 1984 году, Сигэру организовал в Токио собственное бюро Shigeru Ban Architects, а позднее открыл офисы в Париже и Нью-Йорке. Хотя он говорит, что в его архитектуре не стоит искать традиционных мотивов, тем не менее в ДНК его работ встроена японская составляющая. Один из любимых материалов архитектора – бумага, которая, как известно, зачастую используется в типичных японских постройках.

Сигэру Бан применяет трубы из прессованного картона как во временных проектах, так и постоянных. Этот универсальный материал позволяет быстро возводить безопасные здания, а при необходимости без труда демонтировать и утилизировать. Сигэру считает архитекторов ответственным за то, что строится, говоря: “Не землетрясение убивает людей, а обрушившиеся здания”. На сегодняшний день одно из главных направлений в его работе – строительство жилья для людей, потерявших дом из-за стихийных бедствий или военных действий. Его вклад в архитектуру и гуманистический подход были отмечены в 2014 году Притцкеровской премией.

Мы подготовили подборку работ этого архитектора, который, по мнению Тома Притцкера, “сделал наш мир лучше”.

  1. Вилла TCG, Нагано, Япония, 1986

Эта резиденция стала первой в архитектурной карьере Сигэру Бана. Как и в проектах Wall houses (Домов-стен) Джона Хейдука, учителя и вдохновителя Бана, стена в этой вилле является основным композиционным элементом и связующим звеном.

  1. Бумажная беседка, Нагоя, Япония, 1989

“Бумажная беседка” была экспериментальным проектом, после которого последовала серии объектов из бумажных цилиндрических форм. Трубы из картона были сделаны как опалубки для бетонных колонн, но в результате сами стали основным элементом конструкции. После демонтажа постройки был проведен анализ прочности бумажных колонн, который подтвердил надежность материала.

  1. Временные дома, Кобе, Япония, 1995

Практическое применение ноу-хау из прессованного картона нашло в проектах временного жилья для беженцев и пострадавших от стихийных бедствий. За несколько месяцев архитектор совместно со своими студентами построил больше 50 жилых секций после землетрясение в Кобе. После этого проекта Сигэру обеспечил временным жильем людей из Турции, Индии и с Тайваня.

  1. Кондоминиум в лесу Ханеги, Токио, Япония, 1997

В этом проекте перед архитектором стояло две задачи: не срубить ни одного дерева и уложиться в ограниченный бюджет. Реализовать этот заказ получилось благодаря системе перекрытий, составленных из равносторонних треугольников. Это инженерное решение обеспечило устойчивость конструкции и больше возможностей при планировании пространства. После строительства в этом доме поселился сам Сигэру Бан.

  1. Японский павильон для “Экспо”, Ганновер, Германия, 2000

Над павильоном Японии Сигэру Бан работал совместно с архитектором Фрайем Отто, получившим всемирное призвание за создание тентовых и мембранных конструкций. Основной темой выставки была окружающая среда, что предопределило концепцию павильона. Для строительства было решено использовать экологичные материалы, которые после окончания выставки можно переработать. Сигэру Бан предложил сделать каркас в виде сетки из длинных бумажных труб. Для навеса выбрали водонепроницаемую ткань, которая изначально использовалась при производстве сумок для сервиса доставки. Фундамент собрали из наполненных песком контейнеров.

  1. “Обнаженный дом”, Япония, Сайтама, 2000

Заказчик хотел, чтобы дома каждый член семьи мог заниматься своими делами в едином для всех пространстве. Сигэру Бан построил здание прямоугольной формы без единой внутренней перегородки и поместил туда четыре передвижных модуля с раздвижными дверями. Эти мобильные комнаты можно перемещать по всему дому, объединить или выкатить на террасу. Полупрозрачные стены дома выполнены из пластиковых панелей с внешней стороны и из нейлоновой ткани изнутри. Между этими двумя слоями помещены прозрачные мешки, наполненные ППУ. Конструкция пропускает солнечные лучи, наполняя мягким дневным светом жилое пространство.

  1. “Кочевой музей”, США, Нью-Йорк, 2005

Здание временного музея было спроектировано для передвижной выставки “Пепел и снег” канадского фотографа Грегори Колберта. Экспозиционного пространства общей площадью 4500 квадратных метров в буквальном смысле собрано из картонных труб и 148 грузовых контейнеров. В 2006 году выставочная площадка была перевезена и снова воссоздана в Санта-Монике (Калифорния), затем в Токио и в 2008 году в Мехико.

  1. Библиотека Университета Сейкей, Япония, Токио, 2006По мнению архитектора, современная библиотека – это место обмена знаниями и пространство для общения. Но также нельзя исключать и традиционное представление о библиотеке как тихом месте, которое позволяет сосредоточиться. Учитывая все эти аспекты, Сигэру Бан встроил в главный зал застекленные капсулы, которые подходят для проведения мастер-классов и занятий.
  1. Бумажный мост Ремулэн, Франция, 2007

Мост был построен совместно со студентами за один месяц для привлечения внимания туристов. Его расположили вблизи от Пон-дю-Гар (Pont du Gard) — римского виадука, который включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Современный мост из картонных труб по форме повторяет изгиб арок Пон-дю-Гар. “Бумажный мост” простоял шесть месяцев, а после был демонтирован.

  1. Центр Помпиду-Мец, Франция, 2010

Филиал парижского Центра Жоржа Помпиду, построенный Сигэру Баном, включает музей и театр. Запоминающимся этот объект делает крыша. Основной элемент ее каркаса – шестиугольник из ламинированной древесины. Вместе эти составляющие образуют композицию, похожую на китайскую шляпу. Работая над проектом, Сигэру Бан консультировался со своим давним приятелем и коллегой Отто Фрайем.

  1. Жилой дом Metal Shutter, Нью-Йорк, США, 2010

Решение открыть интерьер, сделав большие окна, было продиктовано расположением объекта. Он находится на Манхэттене и окружен с разных сторон высотными зданиями, которые являются преградой для дневного освещения. При необходимости окна можно закрыть снаружи жалюзи из металлических пластин.

  1. Бумажный концертный зал, Л'Акуила, Италия, 2011

Землетрясение 2009 года уничтожило многие постройки в итальянской провинции Л'Акуила, в том числе и концертные залы. Этот проект был предложен Сигэру Баном как временное пространство для музыкальных представлений, которыми славится эта местность. Часть средств на строительство архитектор получил при содействии правительства Японии и бывшего премьер-министра Италии Сильвио Берлускони.

  1. Временное здание музея “Гараж”, Москва, Россия, 2012

В архитектурной коллекции Москвы также есть работа Сигэру Бана – временный павильон музея современного искусства “Гараж”. Всего за три месяца объект был возведено на территории Парка Горького. Уложиться в эти рекордные сроки помогло то, что необходимые материалы предоставили российские производители. В августе 2015-го павильон закрыли для демонтажных работ. Читайте также: Павильон Сигеру Бана в парке Горького

  1. Картонный собор, Крайстчерч, Новая Зеландия, 2013

В феврале 2011 года при землетрясении был разрушен кафедральный собор – символ города Крайстчерч. В качестве временного решения архитектурное бюро Сигэру Бана предложило здание на 700 человек из картонных труб и грузовых контейнеров. Отсылкой к прежнему собору стали витражи на фасаде. Фрагменты изображений, ранее украшавших окна разрушенного собора, воспроизвели на стеклянных панелях. Временное здание открыто для посещения и даже имеет страничку на facebook.

  1. Музей искусств Аспена, США, 2014

Это первый постоянный музей, построенный Сигэру Баном в США. Здание во всех сторон заключено в футляр, “сплетенный” из фанерованных сэндвич-панелей Prodema. Эта конструкция пропускает солнечные лучи, обеспечивая естественное освещение внутренних пространств, и в то же время защищает здание от перегрева. Так как музей находится в горнолыжном курорте, вход в музей напоминает подъему на гору. Лестница с первого этажа ведет на крышу здания, откуда посетители спускаются в выставочные залы.

Источник: Admagazine

Комментарии
Комментарии