Мамы в отечественных фильмах

Образ матери — один из основных в мировом искусстве. В отечественном кино сложилась прекрасная галерея ярких работ актрис в ролях матерей.
Мамы в отечественных фильмах

День, когда чествуют матерей, есть в календарях многих стран. В России это последнее воскресенье ноября. День матери был учрежден как праздник в 1998 году указом первого президента России. В отличие от Международного женского дня 8 Марта в последнее воскресенье ноября принимают поздравления именно мамы и те женщины, которым скоро предстоит стать мамами.

Образ матери — один из основных в мировом искусстве. В отечественном кино также сложилась прекрасная галерея ярких работ актрис в ролях матерей — очень разных, порой излишне заботливых, ворчливых, беспокойных, но неизменно любящих своих чад. Мы предлагаем пересмотреть десять фильмов, в которых мам сыграли Вера Барановская, Фаина Раневская, Вера Васильева, Любовь Добржанская, Людмила Гурченко. Маргарита Терехова, Алиса Фрейндлих, Ия Саввина, Галина Польских и Нонна Мордюкова.

«МАТЬ»

Вера Барановская в фильме «Мать» (1926)

1926 год

Режиссер Всеволод Пудовкин

Фильм снят по мотивам одноименного романа Максима Горького. В роли Ниловны, матери рабочего-революционера Павла Власова, — актриса Вера Барановская. Ее работа в фильме Пудовкина вошла в историю кино как один из самых мощных женских образов. Героиня Барановской на наших глазах преображается, из забитой жены пьющего рабочего превращается в личность. Сын гибнет на руках Ниловны, и в память о нем мать подхватывает знамя революции.

«МЕЧТА»

Фаина Раневская в фильме «Мечта» (1941)

1941 год

Режиссер Михаил Ромм

Роль хозяйки меблированных комнат Розы Скороход в исполнении Фаины Раневской, так же как роль Ниловны в фильме «Мать», считается выдающейся актерской работой. Раневская наделила свою героиню полярными качествами: любовью к сыну и жестокостью в отношении к другим людям, мудростью и скаредностью. В кино того периода люди по большей части выглядели функциями в сюжете, а Роза Скороход стала живым, многогранным, узнаваемым персонажем.

«ЧУК И ГЕК»

Вера Васильева в фильме «Чук и Гек» (1953)

1953 год

Режиссер Иван Лукинский

Много приключений выпало на долю молодой миловидной женщины, мамы неугомонных мальчишек Чука и Гека. Первому семь лет, второму шесть. На месте им не сидится, проделки следуют одна за другой. Но что делать… Нормальные мальчишки не бывают паиньками! Маму Чука и Гека сыграла начинающая, но уже популярная актриса Вера Васильева. Ее обаяние одинаково сильно действует и на взрослого зрителя, и на детей.

«БЕРЕГИСЬ АВТОМОБИЛЯ»

Любовь Добржанская в фильме «Берегись автомобиля» (1966)

1966 год

Режиссер Эльдар Рязанов

«Мама такая хорошая, про паровоз поет», — это про героиню Любови Добржанской в фильме «Берегись автомобиля». Актриса сыграла мать главного героя — странного советского Робин Гуда по имени Юрий Деточкин. Она следит за жизнью сына с некоторой тревогой, ведь он явно не такой, как все. Может, это отчасти наследственное? Ведь мама тоже дама оригинального склада ума. «Последняя книга Дюма была кулинарной, — вдруг сообщает она Юре. — Ты ешь суп по рецепту великого писателя»…

«РОМАНС О ВЛЮБЛЕННЫХ»

Ия Саввина в фильме «Романс о влюбленных» (1974)

1974 год

Режиссер Андрей Кончаловский

В этом экспериментальном поэтическом фильме роль мамы главной героини сыграла Ия Саввина. Она радуется первому чувству дочери и грустит, когда распадается союз Тани и Сергея. Судя по всему, ее собственная жизнь сложилась не очень счастливо — она воспитывает дочку одна, да еще ухаживает за своей старой мамой. Но когда надо проявить решительность, эта хрупкая и усталая женщина способна обернуться тигрицей.

«ЗЕРКАЛО»

Маргарита Терехова в фильме «Зеркало» (1974)

1974 год

Режиссер Андрей Тарковский

Во всех фильмах Тарковского непременно присутствует тема, образ матери. Всю жизнь режиссер вел своеобразный внутренний диалог с родителями, которые расстались, когда дети были еще малы. Но «Зеркало» — апофеоз этого размышления, разговора с матерью. И, кстати, в фильме появляется настоящая мать режиссера — Мария Ивановна Вишнякова. Но основную партию матери ведет актриса Маргарита Терехова. Ей же выпало сыграть жену героя, которого мы не видим в кадре, но от чьего лица ведется повествование.

«МАМА»

Людмила Гурченко в фильме-сказке «Мама» (1976)

1976 год

Режиссер Элизабета Бостан

Этот фильм — оригинальная версия сказки про волка и семерых козлят, каждому знакомой с детства. Маму Козу, легкомысленно оставившую детей без присмотра, сыграла блистательная Людмила Гурченко. Конечно, она тут и поет, и танцует. Известно, что в ходе работы над картиной актриса получила тяжелую травму ноги, но никакие трудности никогда не останавливали Людмилу Гурченко на пути к роли. Зато ее героиню — красивую, нарядную Маму Козу — юные зрители приняли на ура. И до сих пор поклонников этой картины только прибывает.

«ПО СЕМЕЙНЫМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ»

Евгения Ханаева в фильме «По семейным обстоятельствам» (1977)

1977 год

Режиссер Алексей Коренев

Если уж быть точными, в этом фильме три мамы. Это героиня Евгении Ханаевой Изольда Тихоновна — мать застенчивого художника Николая; мать Лидочки Галина Аркадьевна в исполнении Галины Польских и сама Лидочка (Марина Дюжева) — юная мама новорожденной Леночки. Тяжелее всего, конечно, приходится Галине Аркадьевне. Она одновременно является мамой и невесткой. Впрочем, в финале фильма мы узнаем, что такая участь может постичь и великовозрастную Изольду Тихоновну — к ней сватается ее давний поклонник, у которого тоже есть мама, дама совсем уж почтенного возраста…

«РОДНЯ»

Нонна Мордюкова в фильме «Родня» (1981)

1981 год

Режиссер Никита Михалков

Колоритная деревенская женщина нагрянула в город — проведать дочку, зятя и внучку. А там, оказывается, все идет не так, как надо… Засучив рукава, Мария Коновалова берется наводить порядок. Но ничего у нее не выходит — ведь в городе свои законы, непонятные патриархальному человеку со старыми устоями. Роль шумной мамы и одновременно тещи в «Родне» стала самой яркой работой позднего периода творчества великой русской актрисы Нонны Мордюковой.

«ЖЕСТОКИЙ РОМАНС»

Алиса Фрейндлих в фильме «Жестокий романс» (1984)

1984 год

Режиссер Эльдар Рязанов

Харита Игнатьевна Огудалова в экранизации пьесы Островского «Бесприданница» — прекрасная работа Алисы Фрейндлих. Умная, амбициозная женщина, которой приходится вести ежедневный бой за жизнь — за красивую жизнь не по средствам. Кто-то скажет, что она довела Ларису до гибели, но можно посмотреть на эту историю иначе: мать желала дочери счастья, но недооценила ее впечатлительность и доверчивость.

Источник: culture.ru

Комментарии
Комментарии