Шуховская башня

Мои маршруты по Москве с самого детства пролегали мимо Шуховской башни. Здесь я ездила с родителями в центр, а потом, прямо с видом на башню, учила немецкий язык, а перед этим ходила на экскурсию в телевизионный центр, который располагался в башне. Там я впервые увидела, как монтируют настоящую телепрограмму, и тогда это было сродни волшебству. Поэтому воспоминания от Шуховской башни у меня самые теплые.

Из окна моего дома на юге Москвы было видно Останкинскую телебашню, а лучше бы — мне так всегда казалось — Шуховскую. Она, эта стройная изящная красавица (а в том, что Шуховская башня — «женщина», нет никаких сомнений), один из самых уютных и каких-то обескураживающих символов Москвы. Идеальные пропорции, сложная для своего времени конструкция, даже географическое положение в городе (не вычурное и не самое центровое) — все это делает ее одним из любимейших моих мест в Москве.

История башни

Шуховская телевизионная башня была построена по проекту академика Владимира Шухова в 1920–1922 годы. Она имеет несколько названий: Шуховская телебашня, Шаболовская телевизионная башня, Радиобашня Шухова. Для своего времени архитектура строения была очень смелой и новаторской. Она представляла собой гиперболоидную конструкцию, выполненную в виде несущей стальной сетчатой оболочки.

Что такое гиперболоид? В архитектуре так называется особая линейчатая жесткая конструкция. Даже если балки соединить шарнирно, гиперболоид всё равно будет сохранять свою форму под действием внешних сил. Поэтому гиперболоидные конструкции считаются очень прочными и, что немаловажно, имеют низкую материалоёмкость. Другими примерами гиперболоидных построек являются телебашни в Сиднее, Гуанчжоу, торговый центр «Хан Шатыр» в Астане.

Башня Шухова в Москве состоит из отдельных секций. Каждую из них специалисты собирали на земле, а потом поднимали наверх с помощью лебедок и блоков. Примечательно, что строительство башни велось без каких-либо лесов и подъемных кранов. Общая высота Шуховской башни — 160 метров (в первоначальном проекте упоминалась высота 350 метров, однако из-за дефицита металла пришлось ее уменьшить). Наверху части конструкции соединяли специальными заклепками.

Во время строительства башни произошла авария. Владимир Григорьевич Шухов писал о ней в своих дневниках: «29 июня 1921 года. При подъёме четвертой секции третья сломалась. Четвёртая упала и повредила вторую и первую в семь часов вечера». Такого советская власть не прощала, и инженера приговорили к расстрелу, но, к счастью, условному. Поэтому работа продолжилась под руководством мастера.

Правда, не так быстро, как хотелось бы. Рабочие постоянно жаловались на нехватку строительных материалов. Древесина приходила с большими задержками, металл надо было буквально выпрашивать. В. И. Ленин, бывший тогда у власти, понимал важность и необходимость башни: в 1919 году назревала военная опасность для Советского Союза, и башня была призвана обеспечить надежную связь между столицей и регионами. То есть сначала Шуховская башня играла роль радиовышки.

Вообще, правительство и инженеры поначалу планировали, что Шуховская башня превзойдет по высоте знаменитую Эйфелеву. Преимущество нашей было в легкости: она весила 2 200 тонн против 7 300 тонн парижской башни. Однако, как я уже сказала, металла в СССР катастрофически не хватало, приходилось экономить и урезать высоту башни. После очередного совещания решили остановиться на высоте в 160 метров.

В этом кадре, сделанном зимой 1921–1922 годов, инженер Шухов со специалистами стоит перед построенной ими башней.

Старожилы Москвы прекрасно помнят, что Шуховская башня несколько десятилетий была «визитной карточкой» советского телевидения. Первое пробное телевещание было проведено в 1937 году, а в 1939 отсюда уже велись первые в СССР регулярные трансляции.

С постройкой более современной и мощной Останкинской башни в 1967 году Шуховская утратила свое значение. В кадре начало строительства Останкинской телевышки (высота — 540 метров).

В 1939 году с Шуховской башней произошел еще один казус, доказавший прочность ее конструкции. Одномоторный почтовый самолет, пролетавший мимо, зацепил толстый поддерживающий трос, натянутый от вершины башни до земли. Самолет разлетелся на куски, а башня пошатнулась, но устояла. Гиперболоид инженера Шухова прошел эту внеочередную проверку.

Кто такой Владимир Шухов

Владимир Григорьевич Шухов родился 16 августа 1853 года в Белгородском уезде Курской губернии, в провинциальном городке Грайворон, в дворянской семье. Он прожил яркую насыщенную жизнь в непростое время и стал одним из самых выдающихся инженеров, архитекторов, изобретателей России.

В 1876 году Шухов с отличием закончил учебу в Императорском Московском техническом училище, получил диплом инженера-механика и уехал на год в Америку стажироваться. В этом ему помогло руководство института: молодому специалисту предложили сопровождать одного из преподавателей училища во время его поездки в Штаты. После возвращения в Петербург Шухов, набравшийся опыта в США, начинает проектировать паровозные депо, а два года спустя переезжает в Баку.

Инженерные работы мастера

В Баку в возрасте 25 лет он проектирует первые нефтепроводы Российской Империи и тем самым вносит огромный вклад в развитие технологий нефтяной промышленности и трубопроводного транспорта в стране. Заказчиками проекта была всемирно известная компания «Братья Нобель». Именно в Баку окружение Шухова впервые отметило его неуемную созидательную энергию. В 1878 году инженер разрабатывает конструкцию цилиндрического металлического резервуара для хранения нефти (до этого нефть хранили в примитивных котлованах). Благодаря Владимиру Григорьевичу мазут стали использовать в качестве топлива (раньше это было технически невозможно). Сам Дмитрий Иванович Менделеев высоко ценил разработки молодого инженера. Проекты первых магистральных нефтепроводов в Российской Империи (а затем и в СССР) также принадлежали Шухову.

С 1885 года Шухов начинает строить первые русские танкеры. Они имели особую форму, приспособленную к морским течениям. Через семь лет строит свои первые железнодорожные мосты (потом по его проектам построят почти 500 мостовых сооружений). Вот, например, мост через Енисей в Красноярске авторства Шухова (1899 год).

Именно Шухов придумал необычайно легкие арочные конструкции с тонкими наклонными затяжками. Сейчас эти стеклянные своды можно видеть в Московском ГУМе (раньше он назывался «Верхние торговые ряды», а на некоторых линиях располагались квартиры, где проживали обычные люди) и Петровском пассаже.

Сложно перечислить все здания Москвы, к которым прикоснулась рука мастера. Это и Главный почтамт на Мясницкой, построенный в 1912 году (для операционного зала которого инженер создал стеклянное покрытие с естественным светом), и Пушкинский музей на Волхонке, и дебаркадер Киевского вокзала (в 2004 его заменили на новый).

Кстати, перекрытия газгольдеров завода «Арма» тоже проектировал Шухов.

Вскоре наступает 1919 год, и Шухов начинает строительство самого известного своего сооружения, башни на Шаболовке. О процессе строительства я уже рассказывала выше. Горожане принимают радиовышку с восторгом, а писатель Алексей Толстой под впечатлением от происходящего создает знаменитый роман «Гиперболоид инженера Гарина».

Когда Владимиру Григорьевичу исполнилось 79, его пригласили в Баку на открытие завода «Советский крекинг».

Там впервые применялась полная переработка нефти, а ведь как раз об этом мечтал Шухов. В Баку в присутствии мастера завод был запущен в эксплуатацию, и первый месяц инженер лично контролировал работу производства.

Последней строительной работой великого инженера стало спасение древнего архитектурного памятника. После землетрясения в Самарканде под угрозой оказался минарет знаменитого медресе Улугбека (XV век). Постройка опасно накренилась, минарет надо было срочно спасать. Шухов предложил авторский проект, согласно которому башня с помощью своеобразного коромысла была выровнена и приведена в состояние равновесия. Владимир Григорьевич лично руководил ходом работы, прибыв в Узбекистан.

Под конец жизни Шухов стал членом Государственного комитета нефтяной промышленности, корреспондентом Российской Академии Наук и даже членом советского правительства. В последние годы Владимир Григорьевич вел затворнический образ жизни, общаясь только со старыми друзьями. Умер 2 февраля 1939 года, похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

Зимой 2008 года на Тургеневской площади Москвы был открыт памятник Владимиру Шухову.

Бронзовая фигура инженера выполнена в полный рост. В руках Шухов держит чертежи. Основание памятника напоминает формой и очертаниями знаменитое творение мастера, башню на Шаболовке. Рядом с памятником стоят бронзовые скамейки, две из которых сделаны в форме бревна с лежащими на нем столярными инструментами, ведь инженер Шухов был творцом не только на бумаге, но и на деле.

Что с башней сейчас

Башня на Шаболовке — уникальный выдающийся объект инженерной мысли XX века. В 2006 году на международной научной конференции больше сотни экспертов из 30 стран мира признали башню Шухова архитектурным шедевром. Ее, как объект русского авангарда, рекомендуют включить в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

В 2010 году известный британский архитектор Норман Фостер написал открытое письмо с требованием полностью реконструировать башню до первоначального состояния. Он мотивировал это тем, что башня находится в аварийном состоянии. И архитектор был прав, ведь почти за век своего существования башня ни разу не ремонтировалась.

В 2014 году над Шуховской башней нависла серьезная угроза: Министерство связи, на балансе которого находится объект, хотело разобрать ее и перенести ее на ВДНХ или в Парк им. Горького. Однако архитекторы и даже Министерство культуры Российской Федерации были против демонтажа башни: клепаная конструкция, по их мнению, могла не выдержать разборки и вторичной сборки. К тому же у многих защитников башни были сомнения, что ее вообще соберут, а не оставят где-нибудь «на хранении до лучших времен».

Башню благодаря сильному общественному резонансу удалось отстоять. Ее укрепили дополнительными скобами и пообещали пока не трогать. Однако, судя по всему, вопрос окончательно не закрыт, потому как архитектурному памятнику нужна постоянная поддержка и забота.

С 2002 года башня не используется по своему прямому назначению (на ней размещены только датчики сотовой связи). Однако она здорово выручила город в 2000 году после пожара на Останкинской телебашне. Тогда на протяжении более чем полутора лет именно с Шуховской велось вещание основных каналов.

Сегодня существует фонд «Шуховская башня», руководителем которого является правнук известного инженера Владимир Федорович Шухов. Он от лица фонда предлагает провести комплексную последовательную реконструкцию территории рядом с башней с целью создать здесь инфраструктуру и обеспечить гармоничную визуальную подачу объекта. Также в планах фонда создание здесь Центра науки, искусства и культуры. Любой желающий может зайти на сайт фонда и подарить какую-то сумму на сохранение легендарной башни столицы.

В районе Шаболовки регулярно проводятся экскурсии (а там есть что посмотреть помимо Шуховской). Но попасть на территорию башни и уж тем более подняться на нее (она оснащена лифтом на трех человек) сейчас нельзя. Можно подойти к забору, которым обнесена башня. От него до сооружения около 50 метров, так что рассмотреть Шуховскую башню у вас получится.

Как добраться

Шуховская телебашня расположена практически в самом центре Москвы. Точный адрес: улица Шаболовка, 37.

Удобнее всего добираться до места от метро «Шаболовская»: башня находится через дорогу от станции, ее видно сразу же после выхода из подземки.

Второй вариант — от станции метро «Октябрьская». Вам придется прогуляться по ул. Шаболовке: двигайтесь все время вдоль трамвайных путей, и через полтора километра увидите слева воздушную конструкцию.

Иногда, в облачные дни, верхушка башни растворяется в тумане, что придает ей еще более невесомый и загадочный вид.

Можно свернуть на улицу Шухова, а потом на Хавскую, чтобы посмотреть на башню с другой стороны.

После посещения Шуховской башни можно продолжить прогулку в сторону Центрального парка культуры и отдыха имени Горького или посетить Донской монастырь.