Теория аргументации в высшем образовании

7 фактов о техниках современного обучения аргументации, понятии аргумента и методе Шерлока Холмса

Аргументировать позицию, оценивать доводы и анализировать данные — ключевые компетенции, востребованные вне зависимости от сферы профессиональной деятельности выпускника. Развитию новых методик обучения общим компетенциям (или soft skills) уделяется значительное внимание в ведущих университетах мира. Одной из дисциплин, призванных развить умение аргументировать позицию, является логика. С 1970-х годов прошлого века в программах колледжей и университетов Канады, США и Великобритании приобретают большую популярность курсы «Критическое мышление», «Рассуждение и аргументация», «Введение в неформальную логику». На значимость данных занятий указывает наличие разделов, проверяющих навыки устной и письменной аргументации в программах международных экзаменов для бизнес-образования — GMAT (Graduate Management Admission Test) — и вступительных экзаменов в аспирантуру США, Канады и Новой Зеландии — GRE (Graduate Record Examinations).

Часто можно слышать неудовлетворенность отечественной учебной литературой по базовому курсу логики, рассчитанному для студентов нефилософских специальностей. Главной их особенностью является то, что акцент курса делается на изучение логических теорий. В то же время данные занятия не развивают навыки аргументированного мышления в повседневной или академической жизни. Представляется, что данную проблему удалось решить, сделав упор на обучение аргументированному письму.