Гендерные исследования в Cinema Studies

Гендерные исследования и исследования кинематографа, то, что на Западе называется Cinema Studies, в каком-то смысле слились или стали во многом друг друга взаимообогащать где-то с конца 60-х — начала 70-х годов. Это связано с общественно-политической обстановкой, с культурой, с духом эпохи, когда становится модно использовать идеи Фрейда, Лакана, вообще психоанализ, «вульгарно — не вульгарно» и идеи Маркса в отношении кинематографа. Примерно тогда же возникают некоторые идеи потребности в политкорректности, потребности смотреть на все женскими глазами, изучать женщину, в том числе ее роль в той или иной форме искусства, культуре, то, как женщины изображаются в кинематографе.

Любопытно, что гендерные исследования в кинематографе во многом отражают путь и противоречия Cinema Studies. Например, одна из наиболее известных и авторитетных статей, вокруг которой велась большая дискуссия (была даже написана вторая статья по мотивам этой), — известный текст Лоры Малви «Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф». Лора Малви пытается подойти к кинематографу, анализируя его с точки зрения Лакана. Она использует определенный тип психоанализа — лаканианство. А Лакан очень часто служит очень удобным инструментом для анализа популярной культуры. На этом построил свою карьеру Жижек и его коллеги: Аленка Зупанчич, Младен Долар и многие другие. Лаканианская тема в Cinema Studies очень важна, психоанализ часто концентрируется именно на ней.

Психоанализ удобен в том числе и для гендерных исследований — это одна из основных тем, которую обычно используют исследователи. Если взглянуть на книгу, которая вышла на русском языке, — я упоминаю именно ее, потому что ее легко найти, — «Фантастическое кино. Эпизод первый», то там, например, есть текст «Девственность астронавтов», где автор пытается понять, почему фантастика асексуальна и несексуальна и как мы можем подойти к сексу, и «Ужас и монструозно-фемининное», где предпринимается попытка взглянуть на ужасы через фигуры женщин.