Кричащая и броская: какой была дореволюционная реклама в России

*На вывесках в дореволюционной Москве мебель соседствует с вином, мясо - с услугами цирюльника, а лакируется все писчебумажным магазином. «А я обучался азбуке с вывесок, листая страницы железа и жести», - гордо заявлял Маяковский. Два-три поколения столичных мальчишек именно так зазубривали свои первые печатные слова. *

Слово «реклама» в начале XX века уже прочно вошло в русский лексикон. Словарь Павленкова, увидевший свет в 1907 году, сообщал: «Реклама - всякая чрезвычайная попытка обращать на себя общее внимание; обыкновенно для этого прибегают к оригинального содержания газетным объявлениям и уличным афишам». Чтобы донести нужные сведения до целевой аудитории, производители использовали весь арсенал доступных средств – плакаты, баннеры, вывески, упаковку, листовки, рекламу в газетах. До революции не стеснялись ставить на службу рекламной индустрии самые эффектные фасады. Гигантская стена восьмиэтажного доходного дома Афремовых у Красных ворот уже через год после постройки, в 1905 году, была украшена баннерами «Шоколад с молоком Эйнем», «Цветочный одеколон товарищества Брокар продается везде», «Художественная мебель Балакирева», «Ежедневная газета «Вечерняя почта» и «Фабриканты лучших часов Сергея Рогинского сыновья». Воскресным утром горожане отправлялись в Московский зоологический сад и встречали на входе плакаты чудовищных размеров: «Мыло молодости. Секрет красоты А.Сиу и Ко», «Детские наряды Попова», «Воды Ланина». Пестрота московской рекламы, закрывающей памятники архитектуры, заставляла газеты ворчать. От «Русского слова» досталось члену городской управы Урусову: «Тогда как Л.Г.Урусов готов всю Москву уставить палатками, киосками, ящиками и т.п. для производства торговли различными предметами, отдел благоустройства, конечно, с обезображением Москвы мириться не может. Не так давно Л.Г.Урусов разрешил газетные стоянки у трамвайных станций-павильонов. Очень быстро газетчики совершенно испортили эти станциями своими лотками и ящиками».