Литературное наследие Пушкина

Каким свое собрание сочинений видел Пушкин? Почему в советский период предпочитали рукописные варианты его произведений прижизненным изданиям? Что является центральной проблемой пушкинской текстологии? Об этом рассказывает кандидат филологических наук Алина Бодрова:

"Пушкин сам в течение жизни предпринимал некоторое количество итоговых изданий, хотя окончательного итога какой-то большой книгой или изданием он так и не подвел. Есть четыре части стихотворений Александра Пушкина, есть поэмы и повести 1835 года, но тут мы видим некоторое жанровое разделение. Сохранились планы более общих изданий, но из них очевидно, что Пушкин совершенно иначе мыслил композицию своих сочинений. Самым важным произведением он считал, естественно, «Евгения Онегина», который сейчас помещен аж в шестом томе собрания сочинений. И если взять прижизненные стихотворения Александра Пушкина, то там среди того, что мы всегда считаем лирикой, легко встретим, например, «Пир во время чумы» или «Моцарта и Сальери». Более того, в собрании сочинений мы читаем как те произведения, которые Пушкин закончил, сам напечатал, так и те, которые остались только в рукописи, даже очень часто просто в черновике.

Если не заглядывать в примечания, то очень трудно сказать, что перед нами: завершенный Пушкиным текст, или некоторая редакторская сводка, или то, что осталось только в беловом автографе. Например, стихотворение «Храни меня, мой талисман», которое мы все знаем, и мы уверены в том, что оно закончено, — это на самом деле неоконченный черновик. Мы не знаем, что Пушкин с ним хотел дальше сделать".

Комментарии
Комментарии