Охота на «Новороссийск»

Охота на «Новороссийск»

17 февраля 1984 года командиру авиаполка штурмовиков Юрию Ивановичу Чурилову было присвоено звание Героя Советского Союза. Столь высокой награды впервые был удостоен летчик корабельной авиации. Чурилов первым в стране освоил прием укороченного взлета с палубы авианосца.

Авианосная предысторияВ конце 50-х годов, когда появились мощные реактивные двигатели, родилась идея создания самолета, который мог бы использовать направленную вертикально реактивную тягу для вертикального взлета и посадки самолета. И это было бы крайне полезно не только в палубной авиации. Такой самолет не требует никаких полос, даже неподготовленных, что весьма ценно в военное время, когда фронт стремительно передвигается по карте.И Европа, и США начали создавать самолеты с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП) в начале 50-х. Однако все проекты, несмотря на нормальное финансирование, закрывались после постройки пары опытных образцов. Некоторые из них нормально взлетали и садились, но оказывались неэффективными в качестве военных машин. Единственной преуспела на этом поприще британская компания Hawker Siddeley, запустившая в серийное производство в 1967 году истребитель-бомбардировщик СВВП сухопутного базирования Harrier. Было построено 278 машин, которые эксплуатировались в ВВС Великобритании и США.В Советском Союзе за реализацию сложнейшего проекта создания СВВП взялось в 1959 году ОКБ Яковлева. В результате проведенных исследований была выбрана схема палубного штурмовика Як-36, существенно отличавшаяся от схемы СВВП Harrier, имевшего один подъемно-маршевый двухконтурный ТРД с четырьмя поворотными соплами. В Советском Союзе на тот момент двухконтурных, не говоря уж о турбовентиляторных, двигателей не существовало. То есть речь шла о таком ТРД, в котором значительная часть воздуха из воздухозаборника, минуя камеру сгорания, выбрасывается через сопло. Это создает дополнительную тягу.Поэтому на ОКБ Яковлева решили применить два ТРД Р-27-300 с поворотными соплами. Чтобы стабилизировать положение самолета при взлете и висении была применена система струйных рулей.Самолет, опытный образец которого был построен в 1967 году, оказался пригодным лишь для демонстрации возможностей авиапрома на воздушном параде в Домодедово. Он имел крайне низкую энерговооруженность. Из-за чего был способен поднимать в воздух, можно сказать, лишь свой вес. И имел низкую дальность. Вся мощь двигателей уходила на вертикальный взлет и посадку.