Оценка погружения в кинопросмотр

Пожалуй, наименее изученным вопросом в исследованиях кинематографа остается вопрос о зрительском восприятии. Несмотря на центральную роль зрителя в определении места фильма в общей иерархии кинопродукции (начиная от банальных кассовых сборов и заканчивая количеством отзывов и рецензий в медийных изданиях различного уровня — от блогов до крупных газет и журналов), исследователи упорно избегают постановки прямых вопросов, затрагивающих восприятие киноленты. Что видит кинозритель на экране? На что обращает внимание? Когда погружается в просмотр? Когда отстраняется от экрана? Какие маркеры позволяют нам говорить о погружении или отстранении? Что происходит во время погружения в экранное действие?

Не на все вопросы можно ответить с ходу, но начать экспериментальную работу в этом направлении будет вовсе не лишним. Основная задача настоящей работы — оценить степень погруженности кинозрителя в просмотр фильма. И далее проследить динамику этого погружения, разработать интегральный показатель для дальнейших сравнительных исследований кинопродукции.

*Методика исследования: «думать вслух»*Испытуемым предложено во время просмотра фильма проговаривать все мысли вслух: «Говорите все, что приходит в голову. Главное, не молчите, когда что-то задевает вас, когда приходят в голову мысли. Неважно, связаны они с фильмом или нет. Не пытайтесь их лучше сформулировать. Для нас важны любые ваши мысли».Столь простое задание говорить вслух все приходящие в голову мысли в когнитивной психологии давно сформировалось в жесткую методическую процедуру создания вербальных протоколов (verbal report protocols). Разработанная в начале 1980-х годов методика «думать вслух» получила широкое распространение во многих областях знания, начиная с когнитивной психологии и психолингвистики и заканчивая компьютерными науками и юзабилити-исследованиями. Т.К. Хоппман выделяет две наиболее авторитетные работы (максимальный индекс цитирования), посвященные методологии генерации и анализа вербальных протоколов.