Толстой и Церковь: свои, ставшие чужими

Одним из самых сложных, противоречивых и обсуждаемых моментов в биографии великого русского писателя Льва Николаевича Толстого является его отлучение от Русской Православной Церкви. Многие полагают, что Церковь предала анафеме писателя, однако на самом деле никакой анафемы не было. Наиболее распространённой в нынешние дни является точка зрения, согласно которой Толстой сам отсоединился от РПЦ, а Церкви оставалось лишь констатировать этот факт. На деле же обстоятельства этой истории гораздо сложнее.

Дело в том, что в начале XX века в Церкви не предавали анафеме никого: эта религиозная процедура была упразднена. Так, последним человеком, преданным анафеме, стал гетман Мазепа – в XVIII веке. Более того, самого Толстого не сажали в тюрьму, не ссылали в Сибирь и не отправляли в Англию, но делали это с его сторонниками – и именно это больнее всего било по писателю. Однако же, как и во многих других аналогичных случаях, официальные запреты лишь сыграли на руку "толстовцам": запрет на печать его произведений ширил сеть их подпольного распространения, а в самих творениях писателя видели скрываемую от простого народа государством и Церковью правду.По словам писателя и журналиста Павла Басинского, давно занимающегося исследованием жизни и творчества Льва Толстого, такие видные церковные лица, как архимандрит Антоний (Храповицкий), архиепископ Херсонский и Одесский Никанор (Бровкович), архиепископ Харьковский и Ахтырский Амвросий (Ключарев), архиепископ Казанский и Свияжский Павел (Лебедев), известные священники и преподаватели духовных академий, состояли в полемике с Толстым аж с 1883 года. Особенно интересен этот факт тем, что на тот момент ни одно из религиозных произведений Толстого не было напечатано даже за рубежом.Сам Толстой был человеком верующим, крещённым в православии, однако в последние 20 лет своей жизни ясно дал понять, что не принимает ряд главных догматов Русской Православной Церкви. Это ярко выражается в произведении "Воскресение", опубликованном в 1899 году, в котором описывалась холодность духовенства, наспех совершающего положенные религиозные обряды.

Комментарии
Комментарии