Хобби и кризис: нужно ли жертвовать увлечениями?

В кризис люди в первую очередь отказываются от тех сфер жизни, которыми можно пожертвовать: развлечений, роскоши, хобби. «МК» решил изучить, какие хобби в условиях падения рубля и роста цен станут бить по карману, а какие можно смело назвать «антикризисными».

Собирание марок — уже не самое популярное в нашу динамичную эпоху увлечение, но остающееся неким «хоббийным» символом или даже, если угодно, эталоном!

— В связи с кризисом мы подняли цены на все иностранные марки в среднем на 20% — мы их покупаем за границей, и иначе нельзя, — говорит Михаил Орлов, директор специализированного магазина для филателистов. — При этом я понимаю, что, если поднять цену в два раза, просто перестанут покупать… Российские же и советские марки практически не подорожали. А коллекционирование марок своей страны — это самое популярное направление у филателистов всего мира. К примеру, если собирать российские марки и поставить цель собрать все, что выпускается в стране в течение года, то нужно готовить 12–15 тысяч рублей — примерно по 1000 рублей в месяц, что для хобби не слишком обременительно. Так что можно сказать, что филателия из серьезных хобби в кризис — одно из самых доступных.

На форумах филателистов в Интернете кризис тоже активно обсуждается. Есть грустные реплики, а есть и вполне оптимистичные. К примеру, подорожание современных иностранных марок отметили все: «Зарубежную современку стало собирать невыгодно, номиналы скакнули в два раза, самые простые серии британцев и островов — по 600–1000 рублей, ну и доставка сильно подорожала — за обычное письмо (не заказное) отдавать по 300–500 рублей уже накладно, про заказные вообще молчу — от 10 евро….»

А вот с заграничными марками прежних лет положение лучше: «Некоторые крупные продавцы марок с аукциона eBay сегодня идут на повышенный дисконт. После обвала рубля мне уже двое по своей инициативе дали дополнительную скидку в 10%, при существующих 10% за объем и 10–15% от Best Offer... Итого — 35% скидки!».