Расходы леса на постройку военных кораблей в России XVIII века

Расходы леса на постройку военных кораблей в России XVIII века

«Которыя доски явятся с концов или в средине с гнилью, или с ситовиною и те бы гнилыя места вырубить и принимать здоровыми на меру долготою до пятнадцати фут, две за одну доску». Бывший военный моряк публикует табель, приложенный к указу Государственной Адмиралтейской Коллегии.

Речь на этот раз пойдет о потребности в деловой древесине для постройки галер и парусных кораблей. Остановимся в этот раз на кораблях русского флота первой половины XVIII века. А в качестве документальной основы используем протоколы, журналы и указы Верховного тайного совета 1726-1730 гг., опубликованные в сборнике Русского исторического общества.

Исторически так сложилось, что, начиная с царствования Петра I заготовкой корабельного леса в Азовской и Казанской губерниях и доставкой его к местам строительства кораблей, в адмиралтейства, занимались «иноверцы» («уездные люди Казанской губернии»). Указом от 31 января 1718 года повелевалось для работ по вырубке и доставке корабельных лесов «брать служилых мурз, татар, мордву и чуваш без всякой платы, а с тех из них, которые живут слишком далеко от лесных дач, собирать деньги для найма вольных рабочих» (цит. по словарю Брокгауза и Ефрона). Так в России образовалось особое сословие «лашманов» (Laschmann, от нижне-немецкого laschen — обрубать, отесывать, обделывать и Маnn — человек). Лашманы сильно тяготились возложенными на них натуральными повинностями, заставлявшими их отлучаться из дома за 300–500, а в некоторых селах даже за 800–1000 верст, как, например, для заготовки лиственницы по реке Чусовой. Поэтому, с течением времени, «иноверцы» стали нанимать вместо себя «других работных людей, пеших по осьми копеек, конных по шестнадцати копеек», что привело к существенному росту стоимости заготовки леса. Наглядно этот процесс можно проследить на работах по заготовке леса для двух галер и одного фрегата.

Комментарии
Комментарии