Кузькина мать из-за железного занавеса

5 марта 1946 года британский премьер-министр Уинстон Черчилль, выступая в Вестминстерском колледже американского города Фултон, заявил: «от Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике на континент опустился «железный занавес». Так он охарактеризовал разделение Западной и Восточной Европы. Политики мирового уровня в период холодной войны ввели в обиход целый ряд эффектных определений, которые актуальны и поныне.

Холодная война

Крупные политические деятели порой произносят емкие фразы, которые становятся крылатыми и начинают тиражироваться не месяцы, не годы, а десятилетия. Зачастую заслуга в этом принадлежит безвестным спичрайтерам, которые придают выступлению патрона «товарный вид». Где надо - добавят металла, подпустят философии, разрядят напряжение меткой шуткой. Однако и они далеко не всегда являются авторами хлестких формулировок, входящих в политический обиход.

Именно такая история случилась с термином «холодная война». Считается, что впервые о ней заявил 16 апреля 1947 года Бернард Барух, советник американского президента Трумэна, выступая перед палатой представителей Южной Каролины. Однако за год до этого журналист Уолтер Липпман разразился в газете «Нью-Йорк трибюн» циклом статей, где использовал этот термин.

Но и Липпман не был первым. 19 октября 1945 года выражение «холодная война» в статье «Ты и атомная бомба» употребил знаменитый писатель Джордж Оруэлл. Причем подробно объяснил суть этого понятия: страны, обладающие ядерным оружием, будут главенствовать в мире, при этом между ними будет постоянно идти холодная война, то есть конфликт без прямых военных столкновений.

Железный занавес

Черчилль, употребивший в своей Фултонской речи выражение «железный занавес», опять таки первым не был. Мы не будем принимать в расчет инженерный термин, которым назывался именно железный занавес, которым в театре отгораживалась сцена от зрительного зала в случае пожара. В XVIII веке такой занавес был обязательным при проектировании новых театров, что было связано с использованием на сцене живого огня. Также этот термин употреблялся в иносказательном смысле для обозначения отрешенности кого-то от реальной жизни. В русской культуре такой термин ввел Чехов – «человек в футляре».

Комментарии
Комментарии