Ожесточённая полемика вокруг Храма Святого Семейства в Иcпании

Вокруг грандиозной достопримечательности Барселоны, самого известного долгостроя мира — храма Святого Семейства по проекту Гауди до сих пор ведутся споры. Уместны ли на фасаде настолько эмоциональные скульптуры? Может ли у статуи ученика Иисуса быть лицо художника? И зачем католическому храму «магический квадрат»?

Каталонский скульптор и художник Жузеп Субиракс за главный труд своей жизни взялся в 60 лет — в 1987 году уже всемирно признанному мастеру доверили декорирование фасада Страстей в Саграда Фамилиа. Работа заняла целых 22 года, и за это время сеньору Субираксу довелось услышать многое о себе и своём творчестве. Выбранный скульптором экспрессионизм сильно контрастировал со стилем, в котором строилась Саграда Фамилиа до появления в ней Жузепа Субиракса.

Надо сказать, что в Барселоне на протяжении многих лет в культурной элите всегда были те, кто осуждал строительство до победного конца. Поэтому стиль, выбранный для скульптур фасада Страстей, раздул тлеющие угли в критическое пламя. «То, что этот храм искупительный, не значит, что мы должны наказывать его такими скульптурами», «Тогда давайте разберём храм и продадим его японцам», «Субиракса на Тибидабо!», «Руки прочь от святыни!», «Субиракс, Гауди хочет поговорить с тобой», — вот некоторые выдержки из прессы того времени. Кульминацией протеста стала манифестация деятелей культуры 10 июля 1990 года, проведённая непосредственно напротив фасада Страстей.

Чиновники, отвечавшие в правительстве города за строительство храма, отреагировали цинично: «любые дискуссии о Саграда Фамилиа и даже вот такие акции привлекают внимание публики и увеличивают пожертвования». Поддерживать накал страстей, если предмет протеста — не работа и зарплата, а протестующие — поэты, художники и искусствоведы, совсем непросто. Поэтому ничего удивительного, что вскоре всё стихло, и люди смирилась с тем, что главное сокровище Барселоны выглядит теперь и вот так.

Комментарии
Комментарии