Папа Жигулей: 100 лет первому директору АВТОВАЗа

3 марта 2015 года исполняется 100 лет со дня рождения В.Н. Полякова, первого генерального директора ВАЗа и министра автомобильной промышленности СССР. "Колёса" делятся с вами фактами биографии из жизни этого выдающегося человека и редкими фото.

История сослагательного наклонения не терпит, но было бы очень интересно посмотреть на некую параллельную реальность, в которой Волжский автозавод в 1966 году возглавил бы не Виктор Николаевич, а какой-то другой человек. Вообще версий истории АВТОВАЗа существует как минимум две — парадная, так называемая корпоративная, и самая обычная, человеческая. История памяти, передающаяся от человека к человеку.

И вот по этой второй версии Поляков был отнюдь не идеальным руководителем. Говорят, что он был слишком жестким, был предан работе до нездорового фанатизма, некоторые даже не стесняются выражений вроде "не было ничего человеческого"... Вместе с тем, как любой человек, он ошибался. Ошибался как человек и как руководитель. И кроме того, истинный интеллигент, он очень умел ценить людей, преданных делу. Пожалуй, в этом редчайшем сочетании — жесткости в работе и чуткости к людям — и было главное качество Полякова. Руководители с таким характером — явление уникальное, особенно по нынешним временам.

О нем и его деятельности написаны сотни статей, десятки очерков, две книги, снят документальный фильм. Попытки вместить в рамки одного материала весь масштаб личности этого человека — заведомо несостоятельны. Поэтому позволим себе сделать лишь несколько скромных штрихов в честь человека, без которого и АВТОВАЗ, и весь отечественный автопром конца XX века, очевидно, не состоялись бы.

Он родился 3 марта 1915 года в Томске. В начале 20-х семья переехала в Москву, юность выпала на горячее для страны время — в армии Поляков провел с 1938 по 1946 год, застав и военные действия в Прибалтике, и Финскую кампанию, и всю Великую Отечественную. А до армии был год студенчества в Московском автомобильно-дорожном институте.

Выбор профессионального пути был неслучайным — в институт, а потом в армию попал не "зеленый" студент, а заместитель начальника цеха ремонта шасси Московского авторемонтного завода №3... Можете себе это представить? В 15 лет — ученик слесаря московской школы ФЗУ, потом слесарь, техник, мастер... Война обошлась с ним сурово, но милостиво, оставив, помимо душевных потрясений, лишь одну отметину, да и ту нельзя назвать ранением — Поляков потерял фалангу пальца, закрывая дверь товарного вагона...