Почему в Средневековье не было некрасивых королей

Какие требования к физическому состоянию правителя предъявлялись в Средневековье? Благодаря чему, согласно представлениям, государь обладал способностью исцелять больных? Какое место в образе правителя занимали знаки власти и одежда? Об этом рассказывает доктор исторических наук Михаил Бойцов.

Интерес к телесности, интерес к телу очень характерен для современных гуманитарных и не только гуманитарных наук. Первые импульсы дала антропология, но сейчас мы видим, что телом интересуется и микроистория, и история повседневности, и история коммуникаций, специалисты по коммуникативным дисциплинам и даже специалисты по такой новой дисциплине, как биоистория, биоархеология.

Сюжет, связанный с телом — причем не с телом вообще, а с телом правителя, — оказывается чрезвычайно важен для понимания социальных структур и политических структур в средневековых обществах. Впрочем, не только в средневековых. Но очень многое в политической организации в средневековой Европе было замкнуто на персоне правителя, и его личные качества так или иначе оказывали принципиальное значение на то, как функционирует социальное сообщество, политическое сообщество.

Например, очень распространено было требование, чтобы государь был хорош собой, физически силен, чтобы у него не было никаких физических недостатков. В одном законодательном памятнике, правовом памятнике XIII века, в «Саксонском зерцале», даже специально оговаривалось, что хромой не может стать королем. Это правило не всегда соблюдалось. Мы знаем случаи, когда искалеченные государи все равно восходили на трон: история с Юстинианом Вторым, которому отрезали нос, но это не помешало ему вернуться и править. Были и еще истории такого рода.

Государь присутствует не только как некая идея и не только как источник законов — он присутствует вполне телесно в политическом процессе. С ним осуществляют те или иные процедуры, манипуляции и тогда, когда его делают государем, и тогда, когда его свергают, и тогда, когда его хоронят — свергнутого или, наоборот, благополучно завершившего свои дни.

Из характерных манипуляций, которые на нынешний взгляд могут показаться очень экзотическими, стоит вспомнить усаживание на алтарь. Нового правителя поднимали и сажали на церковный престол, что с любой современной точки зрения граничит с богохульством. Но занимались этим люди вполне просвещенные, люди церкви, не испытывая по этому поводу никакого смущения.