Свободный полёт

Увлекательное дело — летать на самолёте. Или на вертолёте. Но только не пассажиром, а пилотом. Да вот беда, не каждому это удаётся. Кого-то не допускают до пилотирования по возрасту (летать в нашей стране самостоятельно можно начиная с 18 лет), кому-то зрение не позволяет (у пилота оно должно быть практически идеальным). У других просто нет поблизости ни аэроклуба, ни авиационного училища. И тем не менее летать может каждый. В этом нет никакого преувеличения. Ведь для того чтобы отправиться в полёт, совсем не нужен настоящий самолёт. Было бы желание, терпение и чуть-чуть фантазии.

«От модели — к планеру, с планера — на самолёт»

Этот лозунг был очень популярен в нашей стране в двадцатых годах прошлого века. Бесконечное число школьников, увлечённых авиационной романтикой, занимались в авиамодельных кружках, причём девочек среди них было не меньше, чем мальчиков. Из этих-то кружков и выросла отечественная авиация. С тех пор времени прошло много, модели очень сильно изменились, и самое главное изменение произошло в системах управления.

Первые модели либо вообще не имели органов управления (их запускали обычно с руки, соревнуясь, у кого модель дальше пролетит или дольше продержится в воздухе), либо управление было кордовым. Устроено оно просто: в руке у пилота зажата небольшая рукоятка, к ней прикреплены две длинные и тонкие стальные проволоки — корды. Противоположные концы корд соединены с тягами в крыле модели. А уже эти тяги управляют небольшой металлической деталькой, которая называется качалкой. Качалка по форме напоминает букву «Т». К перекладине прикреплены тяги от ручки управления, а к ножке — тяга руля высоты. Вот и всё управление.

Кордовые модели летают по кругу. Но умелые моделисты и на круге ухитряются выполнять сложные фигуры высшего пилотажа: горки, пикирования, полёты вверх колёсами и даже фигуру, чем-то напоминающую поворот на горке (модель круто взмывает вверх, пролетает над головой пилота, пикирует и вновь переходит в горизонтальный полёт).

Комментарии
Комментарии