ХАДИ-13: рекордный электрокар из СССР

«Быстрее, выше, сильнее!» - иногда кажется, что такой девиз работал в СССР везде и во всём. В 1977 году харьковские инженеры построили уникальный спортивный электромобиль. Рекорды ХАДИ-13 не побиты и сегодня

История началась в Харьковском автомобильно-дорожном институте, где была открыта специальная лаборатория экспериментального машиностроения. В этой лаборатории создавались автомобили, предназначенные для установления новых рекордов скорости. Из рабочей мастерской ХАДИ выезжали такие монстры, как «Харьков-3», первый в СССР взявший 200-километровый рубеж скорости в 1951 году, «Харьков-6», сумевший развить скорость 280,156 километров в час в 1953 году на километровой трассе, «Харьков-Л2» с 750-кубовым 100-сильным мотором, развивший в августе 1963 года 286,169 км/ч на озере Баскунчак, газотурбинный ХАДИ-7 1966 года с максимальной скоростью 350 километров в час. Очередной проект лаборатории – ХАДИ-13эМ был не совсем обычен, до этого харьковским рекордсменам не приходилось иметь дело с электромоторами. Разработка электрического спорткара была передана группе студентов, в качестве темы коллективного дипломного проекта. Руководил группой Владимир Константинович Никитин, известный конструктор и заслуженный мастер спорта СССР.

В основу ХАДИ-13эМ был положен гоночный реактивный автомобиль ХАДИ-9. В своё время ХАДИ-9 готовился стать рекордсменом с мировым именем. Согласно технической документации, его расчётная скорость составляла 1200 километров в час. Машина оборудовалась турбореактивным двигателем РД-9БФ (от истребителя МиГ-19). Шины автомобиля были заменены на металлические диски, а тормозная система с пневматическим приводом дополнялась тормозным парашютом. Трассы, которая смогла бы раскрыть все возможности ХАДИ-9 в СССР так и не нашлось, автомобиль тестировали на озере Баскунчак, где он развил всего 800 км/ч.

Комментарии
Комментарии