Рембрандт, Бруклин, ФБР: как крадут искусство в Америке

Рембрандт, Бруклин, ФБР: как крадут искусство в Америке

25 лет назад было совершено одно из самых громких преступлений в мире искусства — 18 марта 1990 года из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне похитили 30 произведений искусства, среди которых была и единственная марина Рембрандта «Буря в Галилейском море». 1 марта 2015 года газета The New York Times опубликовала захватывающие мемуары репортера Тома Мэшберга Isabella Stewart Gardner Heist: 25 Years of Theories, которому в августе 1997 года посчастливилось увидеть похищенного Рембрандта на одном из бруклинских складов. Вместе с Мэшбергом «Артгид» отправился по следам похищенных шедевров в путешествие длиной в четверть столетия.

Коридор склада в Бруклине был темным и таким узким, что в нем невозможно развернуться. Тьму разрезал свет фонаря, и прямо перед собой я увидел один из самых известных мировых шедевров в розыске — полотно Рембрандта «Буря в Галилейском море».

Или все-таки это было не оно?

Шел август 1997 года. В то время я работал репортером газеты Boston Herald и, как многие до и после меня, был одержим поисками «Бури» и других полотен, похищенных 18 марта 1990 года из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне, среди которых были три работы Рембрандта, «Концерт» Вермера и «У Тортони» Мане. Кража, 25-летний печальный юбилей которой мы отмечаем в этом году, в свое время наделала много шума, и, надо сказать, интерес к этому делу с годами только возрос. Еще бы, стоимость похищенного сегодня оценивается в $500 млн, что делает ограбление Музея Стюарт Гарднер самой крупной музейной кражей в истории США.

Желание распутать это дело, собственно, и привело меня в Бруклин, где мне назначил встречу находившийся под наблюдением ФБР криминальный дилер, пообещавший вернуть картину законным владельцам за вознаграждение в размере $5 млн. Накануне он позвонил мне и сообщил, что ему «кое-что» известно об украденных работах.

Комментарии
Комментарии