Русский народный костюм

Какую специфику традицонный костюм накладывал на поведение женщины? Как на русский костюм повлияли Александр III и французская мода? Какие свойства русского народного костюма отмечают художники и культурологи? На эти и другие вопросы отвечает доктор искусствоведения Раиса Кирсанова.

Случилось так, что костюм постепенно из массового, свойственного всегда начинает уходить из быта. Это естественно, потому что уходят те производства, в которых были заняты женщины. Домашнее ткачество, домотканое уходит.

Женщины приобретают многие мужские профессии — садятся на трактор, и им совершенно не нужны сарафаны.

Будучи одетой в сарафаны и в кокошниках, как «Царевна-Лебедь», женщина никуда не сможет продвинуться. Поэтому, естественно, костюм постепенно уходил, отдельные экземпляры сохранялись только в глубинных деревнях, которые служили всем на свадьбе, поскольку уникальность народного костюма в том, что он безразмерный. Его можно было передавать по наследству, потому что, если внучка намного выше бабушки, что мы сейчас наблюдаем, то всегда можно пришить еще что-то, и это не нарушит художественного, орнаментального и цветового строя. Был даже период, с конца 1880-х годов он начался, в 90-е продолжался и пришелся на начало XX века — когда в каждой семье были такие костюмы.

Вспомним Чехова, который в «Попрыгунье» описывал, как в углах гостиной ставили снопы, развешивались серпы и так далее — для того, чтобы придать народность своему жилищу. Это было повальное увлечение, которое насаждалось Александром III. Он велел строить на каждой станции полковые избы в традиционном духе с резными наличниками, возводились такие же храмы. В костюме он тоже произвел некоторый переворот, заключавшийся в том, что военная форма в подражание старорусскому платью — казакины и широкие шаровары, заправленные в сапоги. Дело в том, что для России брюки, заправленные в сапоги или сверху — не имело никакого значения, в то время как для французов, особенно в период Великой французской революции — это было принципиально.