7 самых загадочных людей в истории России

*Русская история богата загадочными личностями. Их жизнь порождала слухи, народная молва дополняла образы уникальными чертами. После смерти их имена обрастали новыми мифами и легендами, исключая всякую надежду на возможность разгадки. *

*Лжедмитрий I (?-1606)*Предпосылки появления в России Лжедмитрия I связаны с загадочной смертью при невыясненных обстоятельствах сына Ивана Грозного царевича Дмитрия. Самозванец, выдавший себя за чудом спасшегося от смерти наследника, выбрал удачное время: воспользовавшись смутой в стране, Лжедмитрий почти на год завладел московским престолом. Наиболее популярная версия происхождения Лжедмитрия I, которая многими историками поддерживается и сейчас, была выдвинута правительством Бориса Годунова. В переписке с польским королем Сигизмундом Годунов отождествлял самозванца с беглым монахом Чудова монастыря Григорием Отрепьевым. Впрочем, историк Николай Костомаров предполагал, что Лжедмитрий мог быть родом из Западной Руси, являясь сыном дворянина или боярина. Часть исследователей выдвигает версию о том, что смелость самозванца можно объяснить искренней верой в свое царское происхождение. Он оказался слепым орудием в руках бояр, которые, свергнув Годунова, погубили и его самого.

*Яков Брюс (1669-1735)*Один из сподвижников Петра I, выходец из знатного шотландского рода Яков Брюс был весьма незаурядной личностью. Государственный деятель, дипломат, военный, ученый и инженер – он оставил после себя яркий след. Но еще за ним закрепилась репутация чернокнижника, «колдуна с Сухаревской башни» и первого русского масона. Созданию магического образа Якова Брюса во многом поспособствовала российская романтическая литература. Кандидат филологических наук Ирина Грачёва пишет, что «судя по некоторым данным, Яков Вилимович обладал скорее скептическим, чем мистическим складом ума». Современники отмечали, что Брюс не верил ничему сверхъестественному. Когда царь Петр показывал шотландцу мощи святых угодников, тот «относил сие к климату, к свойству земли, в которой прежде погребены были, к бальзамированию телес и к воздержанной жизни».