Короли рингтонов: как заработать на мобильном телефоне

В начале 2000-х основатели i-Free заработали состояние на рингтоне к «Бумеру» и мобильных играх, а теперь надеются повторить успех в сегменте бесконтактных платежей

«Рынок наш слишком динамичный, технологии очень быстро меняются, — рассуждает совладелец компании i-Free Кирилл Петров, вертя в руке смартфон, на котором демонстрировал платежное приложение «Кошелек». — У нас есть два-три года для того, чтобы создать что-то новое. К тому моменту рынок будет другим».

i-Free родом из Санкт-Петербурга, специализация компании — разработка и продажа приложений и развлекательного контента для мобильных устройств. Рынок развлекательного контента долгое время был золотой жилой — в 2000-х прирост составлял до 50% в год. i-Free выбился в лидеры, но рынок стал сжиматься — так, с июля 2013 года по июль 2014-го, по оценке AC&M Consulting, продажи мобильного контента снизились на 22,7%. Помимо разочарования потребителей (раздражение вызывали массовые случаи мошеннического списания денег с абонентского счета) это связано c поправками в закон «О связи», обязавшими сотовых операторов предупреждать о конечной стоимости допуслуг и контента (процесс усложнился, и клиенты чаще стали отказываться от покупки).Выручка i-Free в 2014 году упала на 35% по сравнению с предыдущим годом, до $85 млн.

«Но мы выжили и сейчас вновь стали прибыльной компанией», — гордится Петров.

Деньги, зарабатываемые на рингтонах и играх, владельцы i-Free вкладывали во все более сложные продукты и технологии. На долю подразделения i-Free Innovations пока приходится около четверти дохода компании. Но ее учредители уверены, что подготовились к запросам рынка. Своевременное лавирование всегда помогало им продвигаться вперед.

Кирилл Петров — бывший менеджер Северо-Западного филиала МТС, его партнер Сергей Шульга в прошлом работал в оптовой торговле мобильными телефонами, а Кирилл Горыня — в сфере рекламы. Когда в МТС было сформировано подразделение информационно-развлекательных сервисов и Петрову поручили подготовить три дополнительные услуги для абонентов филиала, поставщик нашелся только для одной. И тогда он предложил развивать такие сервисы друзьям — Шульге и Горыне. Так в ноябре 2001 года появилась компания i-Free.